18-09-2023
|
||||
Раджатарангини | ||||
Другие названия | રાજતરંગિણી Поток Царей, Река Царей, Волны Царей |
|||
Автор(ы) | Калхана | |||
Дата написания | 1147-1149 | |||
Язык оригинала | Санскрит | |||
Описывает | ок. IV тыс. до н.э. (эпоха Махабхараты) - 1006 год | |||
Жанр | летопись/метрическая хроника | |||
Объем | 9 книг, всего 7826 стихов | |||
Содержание | Перечислены правители Кашмира со времён Махабхараты по XI век | |||
Персонажи | Гонанда I, Ашока, Канишка, Гонанда III, Праджхнадитья, Муктапида Лалитадитья, Дидда, Санграмараджа | |||
Оригинал | неизвестен | |||
Электронный текст произведения |
Раджатарангини (Rājataraṃgiṇī IAST, «Поток царей») — хроника, повествующая о древних царях Кашмира, написана на санскрите автором Калханой. Хроника написана примерно в 1147—1149 годах н. э. Хроника описывает прочные традиции кашмирской монархии, но 120 стихов хроники описывают хаос, возникший в правление Калаша, сына Ананта Девы. Даты правления ранних правителей Кашмира, вероятно, даны не точно, но Раджатарангини остаётся великолепным источником исторических и этнографических сведений о Кашмире и его соседях.
Содержание |
Широкая долина — Кашмир, также называемая «Кашемир»[1] окружена Великими Гималаями и Пир-Панджалом. Калхана считает долину Кашмира бывшим дном огромного озера. Озеро было осушено великим риши Кашьяпой, сыном Маричи, сыном Брахмы. Риши разрезал холмы Барамулла (Вараха-мула), и вода стекла. Барамулла — «кабаний зуб» по-кашмирски.
Благодаря плодородной почве и умеренному климату, долина богата рисом, овощами и разными фруктами, а также шерстью. Кашмир был обитаем с доисторических времён, иногда был независим, иногда подчинялся завоевателям: Бактрии, Тибету, монголам, пришедшим через горы с севера, и завоевателям из долины Инда или Ганга — с юга. В разные времена здесь господствовали вероисповедания: анимизм, индуизм, буддизм, ислам.
Калхана (XII век) — кашмирский риши и автор Раджатарангини, первый известный нам историк Кашмира. Фактически Марк Аурель Стейн, переводивший Раджатарангини, называл Раджатарангини единственной достоверной хроникой на санскрите. О Калхане известно из его же книги. Его отец Чампака был министром при дворе махараджи Кашмира Харши.
Во вступлении Таранга Калхана излагает свою позицию относительно содержания хроники. Стейн перевёл это так[2]:
Несмотря на обозначенные принципы и незаменимость летописи Калханы, его работа содержит много неточностей. В первых трёх книгах есть серьёзные несоответствия и нет признаков подлинности. Например, Ранадитья правил 300 лет. Тороману правил спустя 700 лет после своего отца[3]. Хотя известно, что Михиракула был сыном Торамана. Но с IV книги хроника становится правдоподобной.
Раджатарангини — летопись, разделённая по периодам правления, начиная с эпического периода Махабхараты по правление Санграма Девы (1006 год), мусульманское правление не включено в летопись. Список царей начинается примерно с XIX века до н.э[4]. Некоторые цари и династии упоминаются в других источниках, но большинство известно только по Раджатарангини. Работа содержит 7826 стихов, которые делятся на восемь книг под названием Таранга (Волна, отсюда Раджа-тарангини = Волны Царей, но чаще переводят «Поток Царей»).
Летопись начинается с раджи Гонанды I, он был современником Юдхиштхиры из Махабхараты, но чисто кашмирская история начинается со времени Маурья. Калхана сообщает, что Шринагар был основан Ашокой Маурьей, и затем буддизм пришёл в Кашмирскую долину. Отсюда буддизм распространялся в Центральную Азию, Тибет и Китай.
Цари Кашмира условно разделены на династии, как показано в таблице. В скобках указаны номера книг и стихов. Так: (IV.678) значит Книга IV стих 678.
Гонанда I | Раджатарангини (I.59) называет Гондану I первым царём Кашмира, родственником Джарасасамдхи Магадхского. |
Безымянные династии | Три известных по именам и 35 безымянных царей правило до Лавы, от него 7 известных царей до Ашоки Майрьи (I.95). |
Маурья | Величайшая империя Маурьев объединила Индию, основана Чандрагупта Маурья в 322 до н. э. Его внук Ашока Великий (273—232 до н. э.) построил ступы в Кашмире, ему наследовал сын Джалука. |
Кушаны | После Дамодары II правили Хушка, Джушка и Канишка (127—147 н. э.) из бактрийской Кушанской империи.
(Вероятно, Калхана здесь спутал даты и последовательность церей) |
Гонандия | После Абхиманью I, Гонанда III утвердил династию Гонандия. Он был (I.191) первым правителем этой династии, и ничего не известно о его происхождении |
Некоторые другие | Наконец Прападитья I, родственник Викрамадитьи (не Шакари) стал царём (II.6). Через несколько царей на престол вступил Виджайя (II.62).
Его сын Джайендра, за ним следовал Сандхимати-Арьяраджа(34 до н. э. — 17 н. э.), в котором переродился Сандхимати — министр Джайендры. Калхана говорил, что Сандхимати-Арьяраджа потратил «самое прекрасное Кашмирское лето» в поклонении лингаму из снега/льда «в месте выше лесов» (II.138). Это, вероятно, упоминание об Амарнатхе. |
Гуна | Калхана описывает правителя Торанама и Михиракула (510—542 н. э.), но не указано, что они были Гуна: это известно из других источников[5]. |
Гонандия 2-я династия | После Гуна, Мегхавахана Гонандия вернулся из Гандхары. Мегхавахана был ревностный буддист и запретил резать скот в царстве. |
Каркота (Нага) (625—1003 н. э.) | Гонандия Баладитья сделал своего министра снабжения, Дурлабхавардхана (III.489) своим приёмным сыном. Муктапида Лалитадитья (724—760 год) создал империю охватившию Северную Индию и часть Средней Азии.
(Примерно с этой династии сведенья Калханы полностью подтверждаются другими источниками.) Муктапида Лалитадитья вторгся на север и разбив Камбоджей, он схватился с тушарами (Тохары). Тушары не приняли боя и бросив своих коней, бежали в горы. Затем Лалитадитья покорил бхаутов в Балтистане, в Западном Тибете севернее Кашмира, затем дардов в Карокаруме/Гималаях, валукамбудхи и затем он сталкнулся с Стрираджя, из Уттаракуру и Прагджйотиши соответственно (IV.165-175). |
Утпала | При Каркотах, Лалитапида имел наложницу, дочь Каляпалы (IV.678).
Её сын Чиппатаджаяпида. Молодой Чиппатаджаяпида приходился племянником Утпалапиде(IV.679). Когда дядя умер, Чиппатаджаяпида стал царём. |
Кутумби | После Утпала, Яшаскарадева стал царём (V.469). Он был сыном казначея Каркотов — Шамкаравармана.
Калхана описывает Шамкаравармана (883—902) так: «Этот [царь], не говорил на языке богов, но говорил вульганым языком пьяниц, показал, что происходит из семьи винокуров». То есть власть попала к незнатным родичам царицы, которые перестали разговаривать на санскрите.[6] |
Дивира | После Праравагупты, Давира стал царём. Его сын Кшемагупта женился на Дидде, дочери Симхараджи лохарского. Дидда правила Кашмиром сначала косвенно, а потом прямо (980—1003 н. э.), она возвела Санграмараджа, своего племянника, на престол что стало началом династии Лохара. |
Лохара | Основатель рода Лохара — Нара Дарвабхасарский (IV.712). Он был вьявахари (вероятно, купец) который управлял двумя деревнями и при конце Каркотов стал правителем небольшого княжества. Лохары правили много поколений. Отец Калханы был министром при дворе Харши Лохары. |
Дидда (жен.)……………981-1004
Работа Калханы ценный источник легенд, мифов, преданий раннесредневекового Кашмира. Но нецелесообразно считать его работу точной летописью. Некоторые исторические аспекты рассмотрел профессор К. Н. Дхар[7]
Калхана жил в тяжёлое и нестабильное время, когда Кашмир был жемчужиной культуры в океане хаоса и варварства. Калхана был образован и мыслил как брахман, имел связи при дворе. У него очень яркий и элегантный язык, наполненный сравнениями и неясными намёками. Можно сказать, что Калхана историк-поэт.[8]
Калхана ссылается на авторов Кшемендру, Падмамириху и Чавиллакару, а также ссылается на другие письменные источники, в том числе гравюры, рукописи и народные предания, с тем, чтобы подтвердить свои слова. Хотя его неуместно обвинять во лжи, но, вероятно, его воображение создало многие подробности. Так Гонандия три раза правили в Кашмире, начиная с первого царя. Вероятно, Калхана желает показать, что древние великие династии, хоть и могут быть свергнуты захватчиками, но возрождаются благодаря уцелевшим ветвям.
Хронология Калханы, особенно в первых трёх книгах, неточна. Калхана стремился показать традицию, историзм монархии, а даты используются, чтобы показать значимость конкретного события. История Маурьев описывается Калханой очень подробно, хотя нельзя судить о достоверности деталей.
Калхана ценен тем, что он чувствует «цвет» времени. Подбирая рассказы о правителях, он даёт понять, как сами кашмирцы 12 века относились к монархии и своей истории. В этом качестве Калхана становится этнографом.
Раджатарангини 4 раза переводилась на английский, перевод выполняли:
Также существует издание Джогеш Чандра Дутта в редакции С. Л. Садху. Части Раджатарангини переведены на персидский язык и включены в Айн-ай-Акбари в XVI веке.
На русский язык ещё не переведена.
Телевизионный сериал на основе Раджатарангини называется «Мирас» начат П. К. Раином в 1986 в Дурдаршан Сринагар. Сериал был закрыт после первой серии вышедшей в эфир, так как мусульманское большинство сочло его брахманской пропагандой.
Другой сериал был завершён и получил награду, режиссёр Джиёти Сарупом. Сариал показывался в Кашмире в 2006. Это сериал категории «классика». Режиссёры, работающие в этой области, — Гулзар и Басу Чаттерджи.
Санскритский Текст на сайте библиотеки Нью-Дели.
Список царей Кашмира на сайте alexhistory.narod.ru. Незначительно отличается от летописи Калханы
Раджатарангини.