Развод в Древней Руси

16-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Лицевой летописный свод: «В 7034 году в ноябре великий князь Василий Иванович постриг великую, княгиню Соломонию по желанию ее из-за тяжести болезни и бездетства. А жил с нею 20 лет, и детей не было»

Развод в Древней Руси (роспуст, распуст — устар.) — система расторжения венчанного и невенчанного брака начиная с Киевской Руси и заканчивая Русским царством (далее см. Развод в Российской империи).

В ранний период истории развод определялся рядом обычаев, шедших еще из дохристианской Руси и касавшихся невенчанных браков. Далее, с укреплением влияния Церкви, как пишут исследователи русского средневековья, «развод в Древней Руси — явление редкое, но не уникальное. Православная церковь рассматривала брак как вечный союз, но в определенных случаях признавала возможность его расторжения. Случаи эти зафиксированы в Кормчих книгах — сводах церковных и светских законов и правил. Бракоразводные дела находились в ведении церковного суда, а в XVII веке стали прерогативой патриарха (…) Наиболее частым формальным поводом для расторжения брака служили болезни или физический недостаток супруги, при котором она постригалась в монастырь»[1].

Характеристика

X—XV века

Развод супругов в Древней Руси допускался, ему предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей[2]. Развод был чреват большим штрафом, который однако был меньше в случае невенчанного брака[3].

Как пишет Я. Н. Щапов относительно раннего периода истории Руси, «развод супругов в Древней Руси допускался. Ему предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей. В раннее время, по крайней мере в XI—XII вв., когда венчание в церкви не стало еще общераспространенным явлением, власти стремились сохранить не только церковный, „законный“ брак, но и тот, в заключении которого церковь не принимала участия и который осуждала: „Если муж разойдется с женой по своей воле и будут они венчанные, то митрополиту 12 гривен, если невенчанные, митрополиту 6 гривен“».[4]

По его указанию, существовало несколько причин для развода по закону. Две из них перечислены в новгородских правилах епископа Нифонта (1180-е годы):

  • измена жены. (Измена мужа не служила подобным основанием, она лишь наказывалась епитимьей[4])
  • физическая неспособность мужа к браку[4]

Встречался и развод с наложением епитимьи на три года: «если будет очень худо, так что муж не сможет жить с женой или жена с мужем», а также тогда, когда муж «начнет красть одежду жены или пропивать»[4].

Во 2-й половине XII — начале XIII появился древнерусский цельный кодекс норм «распуста» (развода), который был включен в Пространную редакцию «Устава князя Ярослава». В нем также перечислены нормы развода по вине жены, известные и в Византии:

  • в случае ее прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями (это рассматривалось в качестве морального ущерба мужу)
  • в случае общения жены с чужими людьми вне дома без разрешения мужа, что являлось угрозой для ее (и, следовательно, его) чести
  • за ее покушение на жизнь мужа или соучастие в таком покушении (несообщение мужу о нем)
  • при участии в ограблении мужа или соучастии в таком ограблении[4]

Жена могла развестись в следующих случаях:

  • если муж клеветнически обвинял ее в измене, (не мог доказать того свидетельскими показаниями)
  • покушение мужа на жизнь жены
  • в случае, если жена уходила к другому мужчине, этот брак считался расторгнутым по её вине, а ее любовник должен был выплатить штраф («продажу») митрополиту, женщину же передавали в дом церковный — к мужу она не возвращалась[4].
  • если муж скрыл свое холопство или продался в него без ее ведома[5]
  • в случае, аже муж не лазитъ на жену свою без совета" (то есть является импотентом)[5]

Н. Л. Пушкарева пишет, что брак считался расторгнутым, если один из супругов принимал монашество. Однако церковный закон оговаривал, что второй супруг обязательно должен был дать согласие на разлучение и пострижение[5].

В XIV—XV вв. возможности развода все более ограничивались, отчетливее становилось стремление церкви сократить количество законных поводов к разводу[5].

XVI—XVII века

«По мере того как Церковь сужала круг допустимых для развода причин, отправка неугодных жен в монастырь становилась одним из самых доступных способов расторжения брака»[3].

Громкие разводы

В 1525 году Василий III решил развестись со своей первой женой Соломонией Сабуровой после 20 лет бездетного брака. Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.

«Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой[6].

В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развелся с Соломонией[7] (избранной на смотре невест - обычай, заимствованный из Византии), и женился на Елене Глинской, которая родила ему Ивана Грозного, одним из элементов демонической репутации которого стало рождение от подобного «нехорошего» брака. Возможно, эта схема, как и смотры невест, появились в семье русских монархов под влиянием византийской истории. Так, первая же византийская императрица, избранная на смотре невест — Мария Амнийская — была пострижена мужем ради его второго брака.

Иван Грозный (см. Жёны Ивана Грозного) повторил систему, введённую его отцом Василием III в его первом браке. Из законных супруг Иван бесспорно так поступил с четвёртой — Анной Колтовской, и со следующей — Анной Васильчиковой (хотя тут подробностей меньше); а также с двумя первыми жёнами своего сына царевича Ивана (Евдокией Сабуровой и Феодосией Соловой). Василиса Мелентьева, если она существовала, тоже была сослана в монастырь (если с ней не было венчания, то особой необходимости в этом не было). Исаак Масса писал, что «жену, которая в продолжение трёх лет была бесплодна, он обыкновенно заточал в монастырь»[8], однако автор явно промахивается с длительностью сроков.

Наиболее достоверной является информация о царских и великокняжеских разводах, поскольку они имели династическое значение. В случае более простых людей подчас остается только подозревать, стал ли второй брак мужа возможен благодаря смерти первой жены или её пострижению. Такова загадка первого брака будущего царя Василия Шуйского с исчезнувшей из письменных источников Еленой Репниной. «Детей у князя Василия Ивановича не было, и это дало основание исследователям для предположений о разводе. Отсутствие упоминаний о вкладах Василия Шуйского по своей первой жене в Новодевичий и Троице-Сергиев монастыри (где есть вклады по другим княгиням из рода Шуйских) тоже очень показательно»[9].

Список браков

Симеон Гордый отсылает вторую жену к ее отцу

См. также

Библиография

  • Загоровский А. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884
  • Поппэ А. В. О брачном контракте на Руси (на основании грамоты на бересте № 9) // Берестяные грамоты: 50 лет изучения. М., 2003.
  • Н. Н. Способин. «О разводе в России». М., 1881

Примечания

  1. Разводная запись ХVІІ века
  2. История государства и права России
  3. 1 2 О. Ивик. История разводов. М., 2010
  4. ↑ Щапов Я. Н. Брак и семья в Древней Руси // Вопросы истории, 1970, № 10. C. 216
  5. ↑ Н. Л. Пушкарева. Женщины Древней Руси. Издательство «Мысль». 1989
  6. Святая Русь
  7. Т.13, 1 половина — С. 45
  8. Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986
  9. militera.lib.ru/bio/kozlyakov_vn01/kozlyakov_vn01.html В. Н. Козляков. Василий Шуйский. ЖЗЛ. 2007

Развод в Древней Руси.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47