01-07-2023
Региональные выборы на Украине в 2015 году пройдут 25 октября. Согласно 141 статье Конституции Украины очередные (то есть плановые) местные выборы должны проходить «в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета либо соответствующего головы, избранных на очередных выборах»[1]. Предыдущие очередные региональные выборы прошли в 2010 году. В соответствии с законом, принятым 14 июля 2015 года, выборы не будут организованы на территории Автономной Республики Крым, Севастополя и отдельных районов Донецкой и Луганской областей, которые Украинa фактически не контролирует, а также в 91 населённом пункте Донецкой и 31 — Луганской областей на подконтрольной Украине территории, близких к линии столкновения; также не будут проводиться выборы в Донецкий и Луганский областные советы[2]. Выборы депутатов районных советов Киева состоятся 27 марта 2016 года[3].
В связи с конституционной реформой на Украине, полномочия избранных на выборах в 2015 году истекут в октябре 2017 года, когда пройдут новые выборы[4].
После победы на президентских выборах Пётр Порошенко пообещал провести конституционную реформу, результатом которой должно стать значительное перераспределения полномочий в пользу регионов Украины. В конце июня 2014 года Порошенко внёс проект децентрализации в Верховную раду — парламент Украины[5]. Этот документ был направлен в Венецианскую комиссию, которая в конце октября 2014 года опубликовала своё заключение. Комиссия высоко оценила предложения по децентрализации, назвав их находящимися в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, но отметила, что предложенные поправки к конституции не обсуждались с гражданским обществом[6][7].
Конституционные предложения по децентрализации не получили дальнейшего движения до конца 2014 года. Из-за этого возникла опасность того, что власти не смогут провести реформу местного самоуправления до местных выборов либо решат перенести выборы на более позднюю дату. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд заявил, что необходимо установить полномочия местных властей до выборов, чтобы граждане знали, «кого они выбирают, с какими полномочиями, на какой срок». Он добавил, что ему не известно о каких-либо намерениях властей изменить дату выборов[8].
6 апреля 2015 года первое заседание провела конституционная комиссия, главной целью которой должна стать разработка конкретных изменений к конституции, в том числе в части децентрализации[9]. Председатель комиссии Владимир Гройсман подчеркнул, что власти должны успеть разработать и принять предложения по децентрализации до октября 2015 года[10]. 17 июня 2015 года Конституционная комиссия объявила о завершении подготовки конституционной реформы в области децентрализации. Текст предложений был направлен в Венецианскую комиссию, которая пообещала из-за необходимости скорейшего принятия документа провести анализ в течение недели[11]. 24 июня 2015 года Венецианская комиссия опубликовала свой анализ предложений. Подчёркивается, что выводы являются предварительными ввиду срочности их разработки. В целом Венецианская комиссия одобрила изменения к конституции, отметив, что они хорошо проработаны и в значительной степени соответствуют Европейской хартии местного самоуправления. Однако, по мнению комиссии, было необходимо внести две правки: во-первых, президент должен иметь право смещать префектов (представителя президента в регионах) только по рекомендации кабинета министров, во-вторых, внести положение о некоторых категориях административных/территориальных единиц или о специальном устройстве для или внутри административных/территориальных единиц[12][13].
26 июня Конституционная комиссия приняла окончательный вариант своих предложений, согласившись с замечаниями Венецианской комиссии. Предложения были направлены президенту Украины, который должен представить их Верховной Раде[14]. 1 июля Пётр Порошенко внёс законопроект о конституционной реформе в Верховную Раду[15]. Утром 16 июля стало известно о том, что президент изменил внесённый им 1 июля проект закона. В новой редакции законопроекта положение о том, что местное самоуправление на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей осуществляется в соответствии с отдельным законом, предлагается закрепить в Конституции Украины, тогда как в старой редакции это положение было закреплено в переходных положениях законопроекта о внесении изменений в конституцию[16][17]. По сообщениям ряда СМИ[18][19], на этих поправках настаивало международное сообщество в соответствии с 11 пунктом Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. В этот же день 16 июля на заседании Верховной Рады был принят законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины. Его поддержали 288 народных депутатов. Из правящей коалиции три фракции поддержали проект, две не поддержали («Самопомич» и «Радикальная партия Олега Ляшко»), за проголосовал также «Оппозиционный блок»[20][16][21]. 31 июля проект был одобрен Конституционным судом. 31 августа законопроект о децентрализации приняли в Веховной раде 265 голосами. Для его окончательного одобрения необходимо получить поддержку более 300 депутатов[22]. Окончательное принятие конституционной реформы, по сообщениям ряда депутатов, пройдёт уже после местных выборов[23], несмотря на призывы Венецианской комиссии, Совета Европы и ЕС осуществить децентрализацию до 25 октября[24].
Вторым важным вопросом, касающимся подготовки к выборам, стало принятие нового закона о региональных выборах. После парламентских выборов 2014 года 5 партий, прошедшие в Верховную раду, подписали коалиционное соглашение, которое предусматривает изменение закона о выборах в местные органы власти. Во-первых, предполагается введение выборов городских голов в два тура, если в первом ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей. Во-вторых, соглашение предусматривает частичную отмену мажоритарной избирательной системы и введение пропорциональной с голосованием по открытым спискам[25]. Для разработки изменений законодательства в Верховной раде была создана группа с участием представителей министерства юстиции, которая намеревалась до конца весенней сессии 2015 года принять новую редакцию закона о местных выборах[26].
18 июня Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о местных выборах, согласно которому выборы в областные, городские и районные советы должны проходить по пропорциональной системе с открытыми списками. За проект проголосовал 271 депутат. Также Рада постановила в дальнейшем рассмотреть этот проект в ускоренном режиме, чтобы окончательно принять закон о местных выборах до конца весенней сессии[27]. Ко второму чтению народные депутаты внесли более полутора тысяч поправок к законопроекту. Часть этих поправок была учтена профильным комитетом Верховной Рады. 14 июля 2015 года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о местных выборах 257 голосами[28][29][2]. 8 августа 2015 года Закон Украины «О местных выборах» вступил в силу[30]
Центральная избирательная комиссия Украины попросила у правительства 1,2 миллиардов гривен на проведение региональных выборов[31].
Согласно Конституции Украины страна состоит из 24 областей, Автономной Республики Крым и двух городов с особым статусом. Области состоят из районов, крупные города разделятся на городские районы. Местные советы формируются путём выборов в областях, районах, городах, городских районах, а также в посёлках и деревнях (сёлах). Главы местных администраций на уровне городов, посёлков и деревень избираются на прямых выборах. Новый закон о местных выборах, вступивший в силу в августе 2015 года, ввёл трёхуровневую систему региональных выборов. Советы посёлков и деревень, а также главы посёлков, деревень и городов, в которых зарегистрировано менее 90 тысяч избирателей, избираются по мажоритарной системе относительного большинства (с одним туром выборов). Главы городов, в которых зарегистрировано более 90 тысяч избирателей, избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства (с двумя турами выборов). Закон о местных выборах допускает возможность выдвижения независимых кандидатов только на уровне посёлков и деревень (сёл); на городском, районном и областном уровнях самовыдвижение запрещено.
Выборы областных, районных, городских и районных в городах советов проходят в многомандатных округах по пропорциональной системе, которую украинские законодатели называют «системой с открытыми списками». Вся территория, жители которой избирают местный совет этой территории, разделяется на избирательные округа, число которых равно числу депутатов совета. Политические партии выдвигают список кандидатов на выборы в совет этой территории и могут принять решение о назначении одного кандидата в каждом избирательном округе. Избиратели отдают свой голос за партийный список, и если партия назначила кандидата в округе, то этот голос засчитывается за этого кандидата. Политические партии, получившие более пяти процентов действительных голосов на выборах в этот совет, участвуют в распределении мандатов. БДИПЧ ОБСЕ считает, что применяемая избирательная система не может называться «системой с открытыми списками», так как избиратели не получат права выбирать между несколькими кандидатами одной партии[32].
Избирательная администрация состоит из Центральной избирательной комиссии, Территориальных избирательных комиссий (ТИК) и Участковых избирательных комиссий (УИК). ЦИК — постоянный орган, остальные комиссии являются временными и формируются перед выборами. По данных ЦИК, к выборам должны быть сформированы около 18 тысяч ТИК. От 9 до 18 человек входят в ТИКи. Партии, имеющие фракцию в парламенте, гарантировано получают 2 места в ТИКах. Остальные вакантные места распределяются при помощи лотереи между кандидатами, номинированными в ТИК от политических партий. 33 тысячи Участковых комиссий формируются из представителей парламентских партий, партий, участвующих в выборах, и представителей кандидатов, избирающихся в одномандатных округах. Закон предусматривает возможность для партий заменить своих представителей в ТИКах и УИКах в любое время. БДИПЧ ОБСЕ отмечает, что частая смена членов комиссий негативно отражается на эффективности работы избирательных комиссий и угрожает независимости и беспристрастности избирательной администрации[32].
9 сентября 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ, направленный на обеспечение демократичности выборов. Согласно указу, центральные и местные органы власти должны обеспечить равные условия для всех участников выборов, не допустить подкупа и обмана избирателей и способствовать деятельности международных наблюдателей за избирательным процессом. МВД, СБУ и местным администрациям поручено принять дополнительные меры для безопасности граждан и субъектов избирательного процесса, а также предотвратить террористические акты.[33].
По словам заместителя главы Центральной избирательной комиссии Андрея Магеры, в конце октября выберут 10 778 местных советов, из которых 9127 будут сельскими советами[33].
23 июля 2015 года министр иностранных дел Украины Павел Климкин пригласил миссию наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ осуществить наблюдение за подготовкой и проведением региональных выборов 25 октября[34]. Миссия оценки потребностей БДИПЧ, работавшая в стране с 5 до 7 августа, рекомендовала развертывание Миссии наблюдения за выборами (МНВ), чтобы оценить соответствие местных выборов 25 октября стандартам ОБСЕ и внутреннему законодательству. В дополнение к основной команде экспертов Миссия оценки потребностей предлагает разместить 100 долгосрочных наблюдателей и 600 краткосрочных для обеспечения географически сбалансированного наблюдения непосредственно в день голосования[32]. В то же время Конгресс местных и региональных властей Совета Европы решил направить миссии своих наблюдателей на период с 22 по 26 октября[35].
9 сентября 2015 года в Киеве открылся офис миссии наблюдателей за местными выборами Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ. На следующей неделе в страну прибудут «до ста» долгосрочных наблюдателей от ОБСЕ, за ходом голосования в день волеизъявления будут наблюдать ещё 600 краткосрочных наблюдателей[33].
В Винницкий областной совет будут избраны 84 депутата. Своих кандидатов выдвинули партии: Аграрная партия Украины, Блок Петра Порошенко «Солидарность», Батькивщина, Свобода, Народный контроль, Наш край, «Новое государство», Самопомощь, Оппозиционный блок, «Социалисты», УКРОП и Радикальная партия Олега Ляшко[36].
В Волынский областной совет будут избраны 64 депутата. Своих кандидатов выдвинули партии: Аграрная партия Украины, Блок Петра Порошенко «Солидарность», Партия зелёных Украины, Батькивщина, Свобода, Народный контроль, Гражданская позиция, Европейская партия Украины, Наш край, «Новое государство», Самопомощь, Оппозиционный блок, «Социалисты», УКРОП и Радикальная партия Олега Ляшко[37].
Областной совет Днепропетровской области состоит из 120 депутатов. В совет баллотируются 1208 кандидатов, выдвинутых 13 партиями: блоком Петра Порошенко «Солидарность», партией «Возрождение», партией «Гражданская сила», «Батькивщиной», партией «Возрождение Украины», «Свободой», партией «Народный контроль», партией «Наш край», «Самопомощью», «Оппозиционным блоком», партией «Социалисты», партией «УКРОП», «Радикальной партией Олега Ляшко»[38].
Областной совет Житомирской области состоит из 64 депутатов. В совет баллотируются 819 кандидатов, выдвинутых 16 партиями: «Аграрной партией Украины», «Народной партией», блоком Петра Порошенко «Солидарность», партией «Возрождение», «Патриотической партией Украины», «Батькивщиной», «Свободой», партией «Наш край», партией «Новое государство», «Самопомощью», «Оппозиционным блоком», «Партией простых людей Сергея Каплина», «Республиканской платформой», партией «Социалисты», партией «УКРОП», «Радикальной партией Олега Ляшко»[39].
В Закарпатский областной совет будут избраны 64 депутата. Своих кандидатов выдвинули партии: Аграрная партия Украины, Партия венгров Украины, Блок Петра Порошенко «Солидарность», Возрождение, «За Права Человека», Батькивщина, Свобода, Единый Центр, Наш край, Самопомощь, Оппозиционный блок, «Социалисты», «Спильна Дия», УКРОП, Радикальная партия Олега Ляшко и Зелёная планета[40].
Областной совет Киевской области состоит из 84 депутатов. В совет баллотируются 819 кандидатов, выдвинутых 14 партиями: «Аграрной партией Украины», блоком Петра Порошенко «Солидарность», «Батькивщиной», «Свободой», «Гражданской позицией», партией «Наш край», партией «Новые лица», «Самопомощью», «Оппозиционным блоком», партией «Сила людей», партией «Социалисты», партией «УКРОП», «Радикальной партией Олега Ляшко», партией «Единство»[41].
Областной совет Одесской области состоит из 84 депутатов. В совет баллотируются 966 кандидатов, выдвинутых 16 партиями: «Аграрной партией Украины», «Народной партией», блоком Петра Порошенко «Солидарность», партией «Возрождение», «Блоком Дарта Вейдера», «Батькивщиной», «Свободой», партией «Доверяй делам», партией «Наш край», партией «Новое государство», «Оппозиционным блоком», партией «Патриот», партией «Социалисты», партией «УКРОП», «Радикальной партией Олега Ляшко», «Украинской морской партией Сергея Кивалова»[42].
В Харьковский областной совет будут избраны 120 депутатов. Своих кандидатов выдвинули партии: Блок Петра Порошенко «Солидарность», Возрождение, Сильная Украина, Волонтёрская партия Украины, Батькивщина, Свобода, Наш край, Нова держава, Самопомощь, Оппозиционный блок, Сила людейruuk, «Социалисты», УКРОП и Радикальная партия Олега Ляшко[43]
На пост городского головы Киева претендуют 29 кандидатов[44].
На пост мэра Днепропетровска претендуют 30 человек[45].
На пост мэра Львова — 11 кандидатов[46].
На выборах мэра Одессы зарегистрировано 42 кандидата[47].
На пост главы Харькова — 11 претендентов[48].
На пост мэра Мариуполя — 22 кандидата[49].
Всенародные голосования на Украине | |
---|---|
Президентские выборы | 1991 • 1994 • 1999 • 2004 • 2010 • 2014 |
Парламентские выборы | 1918 • 1938 • 1947 • 1951 • 1955 • 1959 • 1963 • 1967 • 1971 • 1975 • 1980 • 1985 • 1990 • 1994 • 1998 • 2002 • 2006 • 2007 • 2012 • 2014 |
Региональные выборы | 1994 • 1998 • 2002 • 2006 • 2010 • 2015 |
Всеукраинские референдумы | 1 декабря 1991 • 16 апреля 2000 |
Региональные выборы на Украине (2015).