Резная икона

28-06-2023

Перейти к: навигация, поиск


Резная икона - один из видов деревянной пластики - резьбы по дереву. Резные иконы и кресты, панагии и складни, миниатюрные или небольшие по размеру, попадают в раздел мелкой пластики или декоративно-прикладного искусства. А фрагменты крупных резных икон, утратившие свои киоты, помещаются в разделе скульптуры. Традиция резьбы в России очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - перечень применения резьбы очень богат. Особняком в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты, резные иконы.

В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", " резчик " Далее, резчик – вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева. Тут же, особо: Резчик иконописный

История

«Христос между Богородицей и Иваном Хрестителем », Византия, слоновая кость, резьба, 10 век. Баварский национальный музей.

Зарождение резной иконы прослеживается с раннехристианской Византии где формировались главные каноны православия, в том числе и "икона", с правилами к ее виду и исполнению. Иконы чаще писались красками, но также создавались вышитые шелком с серебряной и золотой нитью, вылитые из драгоценных металлов, вырезанные из камня, кости и дерева . С распространением православия из Византии по восточной Европе распространялась и резная икона - в Греции, Волохии, Сербии, Болгарии. Впервые резные иконы появились на Руси в XI веке. Первоначально их делали из мягких пород камня, но к XV веку необходимость обеспечения предметами культа быстрорастущих молодых православных общин, леса богатые на высокосортные породы древесины, наличие умелых резчиков дерева с одной стороны и отсутствие в то время на Руси живописцев, пишущих дорогой темперой, способствовало тому, что деревянные «иконы на рези» (так их называли старинные летописи) прижились на русской земле. Делались эти изделия по канонам и с использованием приемов византийской резьбы. . Мастера резали иконы и для храмов, и для домовых иконостасов, делали и кресты, и нательные образки, и мощевики, оковывали золотом, серебром, украшали жемчугом и драгоценными камнями. За образцы брали иллюстрации из Библии и других богослужебных книг, фрески, иконы и прориси богомазов. Иностранные резчики работали по кипарису, тису, черному дереву, кедру, клену, самшиту, можжевельнику, туе и другим породам дерева. Русские мастера в основном резали из местных пород дерева - липы, осины, ольхи, березы, дуба, сосны. Реже в дело шла ольха, береза, дуб, осина, но применяли и дорогой привозной материал: кипарис, грушу, тис, можжевельник, пальму. Однако чувствительность деревянной тонкой резьбы к сырости, чаду и копоти от горящих лампад и свечей не способствовало сохранению таких хрупких произведений искусства. Для продления строка эксплуатации икон в качестве основы под красочный слой на резные иконы наносился тонкий грунт. В состав грунта входили наполнители (мел, гипс) и связующие (коллагеновые клеи: «карлук» — рыбий клей, «мездровый» — кожный, «бобровая стружка» — из жира бобра). Красочный слой состоял из множества различных компонентов (масла, смолы, пигменты, воск). Широко использовались позолота и серебрение. До XVII века инструментами русских резчиков были топор и нож, позднее стали работать при помощи продольной пилы, тесел, различных долот и стамесок, рубанков, буравов. «Иконы на рези» были важными храмовыми святынями. В крупных городах и монастырях, таких как Троице-Сергиев монастырь, появились свои школы резчиков. Кроме икон и крестов, походных иконостасов, во множестве выполнялись резные иконостасы для храмов, где резные и живописные иконы объединялись единым орнаментальным обрамлением в величественный строй. Русский многоярусный иконостас стал своеобразной визитной карточкой Православия.[1].

По технике резьбы резные иконы делятся на рельефные (горельефные или барельефные), с передачей в изображении деталей анатомии, одежды, и архитектурного окружения; контурные (гладкие), где контуры изображений представлены углубленными линиями на глади фона, а детали наведены орнаментно -графическими линиями; и сквозная или ажурная резьба, которая предусматривает полное удаление фона. Иногда использовали резные накладки на гладкий фон. Обычно применялось сочетание различных видов резьбы. Кроме того, делятся иконы и по способу обработки фона – есть иконы с выбранным фоном, и есть со сплошным, глухим. Украшали резные иконы примерно так же, как и живописные: расписывали темперой, золотили сусальным и твореным золотом, отделывали серебром, дорогими тканями, янтарем, жемчугом и другими драгоценными и полудрагоценными камнями, чеканными вставками из металла. А еще обжигали, делали орнаменты тиснением, тонировали натуральными пигментами, обрабатывали для защиты от атмосферных воздействий маслами, олифами, воском, лаками. До наших дней сохранились резные иконы с красочным слоем и позолотой, скульптура с росписью в технике иконного письма (с XVI века), частично — иконостасы православных храмов и церковная утварь. Обилие резцового материала — дерева, народные традиции резьбы обусловили широкое распространение резной иконы на Руси. Мастера на Руси не подписывали свои творения, так как создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным. Тем ценнее немногие дошедшие до нас имена мастеров, например резчика и ювелира отца Амвросия, который трудился в Троице-Сергиевой лавре в XV веке. Для деревянной пластики характерно отсутствие мелких деталей, четкая проработанность линий силуэтов, определенная степень условности. Иконы выразительны и одновременно лаконичны. К XVI–XVII векам относится период широкого распространения резной пластики в России, что происходило отчасти благодаря приглашению иностранных резчиков. Сам патриарх Никон (1652–1666) способствовал этому, выписывая из-за рубежа специальные «книги мастерские к резному делу в лицах» — своего рода руководства по резьбе. В монастырях работали так называемые «крестечники», которые изготовляли различные кресты: от самых малых, нательных до мощных поклонных крестов. Широко бытовали походные деревянные иконостасы и скульптурные композиции в киоте.В середине XVII века в России появился новый тип резьбы по дереву (горельеф). Он был привнесен белорусскими резчиками, такими как монах Оршанского Кутеинского монастыря Ипполит, работавший для патриарха Никона.В этот период в храмах устанавливались резные иконостасы, скульптурные изображения Иисуса Христа и святых: Николая Можайского, Нила Столбенского, Параскевы Пятницы, Николая Чудотворца, Зосимы, Савватия и других, чьи резные изваяния были не чужды православным храмам на протяжении всего русского средневековья. Деревянные скульптурные изображения святых в православной традиции имели свою особенность — они были пристенными, без кругового обхода. В период господства барокко его влияние явственно прослеживается в развитии резного дела в России, причем мастера творчески интерпретировали приемы этого стиля. На царских вратах часто можно было встретить рельефные изображения евангелистов либо их символов (ангела, льва, тельца и орла), представленные в сопровождении барочных декоративных элементов. На стенах храмов, под сенью часовен, на иконостасах, созданных в период расцвета барокко, помещали фигуры шестикрылых серафимов и головы ангелов. Ангелов изображали с посохом, с крестом, трубящими, со свитками, с «зерцалом», пальмовой ветвью либо с атрибутами Христовых страданий. Фигуры обычно имели вызолоченные одежды. Клиросы, круглые амвоны, надпрестольные сени в период барокко также стали нести элементы богатой резьбы: гирлянды цветов, раковины, завитки, витые колонки. Не всегда православие поощряло резную икону и объемную скульптуру. В них видели то языческие пережитки, то влияние католической церкви. Сам материал, дерево, был предметом спора между сторонниками и противниками резной иконы. Так, по канонам иконописи и самой техники иконописи, рисунок переносится рисовальщиком (знаменщиком) по контуру. Чаще всего иконописцы использовали специальное руководство — «Подлинник». Его впервые на Руси ввели в XI веке византийцы, а сама система образцов пришла в православие из Византии, где иконописцам подробно разъяснялось, каким должен быть божественный образ. В случае с резьбой по дереву копирование подлинников было затруднительным.

В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку в России работало значительное число иконных резчиков. Резная икона распространялась. В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г . было создано одно из замечательных произведений русского искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. Характер резьбы по дереву в XVI в. изменился. Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный. Свое мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света. Около ста лет этот дворец прославлял искусство народных резчиков. Прославлялась резьба по дереву. Художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. [2].

XVI - XVII века - период расцвета русской резной иконы. Многие из сохранившихся работ сейчас находятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны: в московском Кремле, Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке, Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря

Гонения

Серьезный удар по «рези на дереве» был нанесен церковным расколом XVII века; последовало изгнание из храмов резных икон. Тогда же началось уничтожение деревянной церковной скульптуры и резной иконы. Впервые официальный запрет на объемные деревянные изображения был принят русской православной церковью при императоре Петре I в 1722 году. Согласно указу Святейшего Синода, было запрещено изготовление и употребление в церквях резных икон. В домах можно было иметь только малые кресты и панагии, а «резные и отливанные» иконы находились под строгим запретом. Небольшую часть несгоревшей в синодальных кострах красоты сохранили старообрядцы. В частных домах старообрядцев устраивались специальные комнаты для моления — «молельные места» или божницы. Часто они были богато украшены резьбой.

Вновь в немилость резные иконы попали в 1832 году, в правление императора Николая I. Было запрещено изготовлять иконы резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, «поставляемых на высоких местах»). Ограниченные в своих творческих порывах мастера могли вырезать лишь кресты, части иконостасов, аналои, дарохранительницы, складни, образки. Строгий указ не смог уничтожить глубокие народные традиции в изготовлении православной деревянной скульптуры и рельефной иконы. «Древоделы» продолжали свое нелегкое старание. .Центрами резного и позолотного мастерства в разное время были: Киево - Печерская и Троице - Сергиева лавры, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково - Печерский, Михаило - Архангельский и Свято-Озерский Валдайский монастыри. С XVI века в этот ряд вошла Оружейная палата, с XVII века — Пыскорский монастырь в Пермском крае.

От полного истребления резную икону спасли семьи старообрядцев и тайных скитах раскольников, особенно в далеких от столичных реформ Сибири и на Русском Севере. Политические и общественные катаклизмы центральной России доходили до этих мест не скоро. А дойдя, весьма своеобразно переосмысливались: патриархальный жизненный уклад и непрерывность художественно-эстетических традиций обязывали жителей Соловков, Поморья, Перми, Каргополья, Урала, Сибири еще бережнее хранить православное резное мастерство. Совсем неожиданно полиэтнический состав населения здешних мест также способствовал развитию объемных изображений. Коренным народам Сибири, Зауралья, почитавшим своих деревянных идолов, плоские живописные образа не внушали доверия. Совсем иначе относились они к большим распятиям, скульптуре, резным иконам. Православные неофиты искренне и наивно соединяли поразившие их библейские истории с реалиями своей жизни. Так появились в православных храмах Иисусы в охотничьих костюмах, Богородицы с раскосыми глазами, скуластые Николы Можайские. Мастерство славянской резьбы по дереву было привито на крепкий ствол традиций и мировоззрений многочисленных народов Севера и Сибири. [3] Так появились новые уникальные и самобытные произведения церковного искусства. Свидетельством тому являются музеи Архангельска, Каргополя, Северодвинска, Вельска, Сольвычегодска, Шенкурска, Яренска, Красноборска, которые могут похвастаться богатыми коллекциями церковной резьбы по дереву; потрясающая выставка деревянной пластики в Пермской художественной галерее. [4]. [5].

Современная резная икона

Искусство резной иконы, прошедшее через века, переживает ныне второе рождение. Пятиярусный иконостас Анадырьского кафедрального собора собран из живописных и резных икон. В церкви Ризоположения в Москве Различные творческие мастерские, светские и церковные, создают резные иконы и распятия. Их делают в Сибири и на Урале, в Подмосковье и Новосибирске, в Киеве и Владимире. Используется бук, липа, красное дерево, кипарис, яблоня, береза, кедр, африканский дуб (абаши, абаки). В Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) в августе 2005 года на выставке «Резная икона: живая традиция» вместе с образцами резной иконы c XVII до начала XX веков из фондов музея были представлены и работы современных «резчиков иконописных». В марте 2006 года в петербургской церкви во имя Воскресения Христа (у Варшавского вокзала) состоялось внесение в храм 14 резных икон. В декабре 2004 года произошло знаменательное событие: с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в выставочном зале Ватиканского дворца на площади Сан-Калисто открылась персональная выставка Инессы и Рашида Азбухановых под названием «Русская душа в христианской иконе». На выставке, прошедшей с большим успехом, были представлены великолепные образцы древнего, забытого и возрожденного вновь вида православного искусства — резной иконы.[6].

19 декабря 2013 года в Доме-музее Д. И. Яворницкого открылась выставка «Резные православные святыни в коллекции ДНИМ». Уникальной, частью этой коллекции являются деревянные резные иконы и кресты, которые были в ходу в Украине и за ее пределами в XVIII – начале ХХ вв. Все они создавались преимущественно в стенах Киево-Печерской Лавры, начиная с XVII века. [7].

Крупнейшее собрание резных икон, происходящих из разных городов и монастырей России, находится в Музеях Московского Кремля, где в церкви Ризположения находится постоянная экспозиция «Русская деревянная скульптура XV-XIX веков» где хранятся резные иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы - резная миниатюра.. Сейчас с этой экспозицией можно ознакомиться виртуально[8].

Современные резчики

Александр Николаевич Петров- уроженец города Рославля. После окончания рославльской школы поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение художественной обработки дерева. Затем проработал 25 лет в училище преподавателем специальной дисциплины. Александр Николаевич с 1975 года является членом скульптурной секции МООСХ, участник многих художественных выставок, занимается скульптурой малых форм и резной православной иконой, член секции православного храмового искусства Союза художников России. В 2012 году Александру Николаевичу Петрову присвоено звание "Заслуженный художник России". Во многих монастырях России, в том числе и в рославльском Спасо-Преображенском, есть подаренные художником иконы. Городу Рославлю художник подарил две иконы основателя города - Святого князя Ростислава и передал в дар рославльскому музею свои лучшие ранние работы. [9].

Минин Павел Георгиевич (6 ноября 1962, Омск, СССР) — российский художник, резчик по дереву, доцент Омского государственного педагогического университета (2007), член Союза художников России (2010).

В 1984 году окончил Художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А. М. Горького. Павел Минин принят в состав членов Омского регионального отделения ВТОО Союза художников России в 2010 году. На тот момент он был первым и единственным художником в городе Омск, принятым в секцию «Храмового искусства». С 2012 года Павел Георгиевич входит в правление организации и выставочную комиссию. Резной иконой Павел Георгиевич занимается с 1990 года. Его иконы многократно выставлялась и были победителями в международных и всероссийских выставках. Художник проектировал и исполнял иконостасы и храмовое убранство для многих храмов. 17 июня 2005 года владыка Диомид наградил Павла Георгиевича, в числе омских художников, медалью прп. Сергия Радонежского I степени за изготовление иконостасов и храмового убранства Троицкого кафедрального собора в г. Анадыре.

Павлов Геннадий Васильевич (4 мая 1941, с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области) — российский художник, резчик по дереву и бересте, график, каллиграф, живописец.Имя Павлова внесено в энциклопедии города Омска и Омской области, в словарь-указатель «Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв.» Автор книги «Плетеный орнамент: история, приемы создания, реализация в материале».Произведения хранятся в фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, ГК «Дворец конгрессов», Городском музее «Искусство Омска», Музее природы и человека, Музея истории ОмГТУ, Современном музее каллиграфии. Член Национального союза каллиграфов (2008)[6]. Присвоены звания «Ветеран ОмГТУ» (1995), «Ветеран труда» (2003), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2012)

Елена Анатольевна Николенко и Сергей Александрович Николенко. Елена Анатольевна Николенко - художник и резчик по дереву. В 1989 году закончила художественно-графический факультет Уральского ордена «Знак Почета» педагогического института им. А.С. Пушкина (ныне им. Утемисова) в Казахстане. Сергей Александрович Николенко - резчик по дереву, вторая профессия – инструктор по рукопашному бою. Семейный творческий тандем, проживающий в Москве и работающий в стиле древнерусской резной иконы.[10].

Инесса Азбуханова и Рашид Азбуханов. Заслуженные художники РФ Инесса и Рашид Азбухановы почти 30 лет посвятили возрождению искусства резной иконы. Творческий дуэт выпускников скульптурного отделения Абрамцевского художественно-промышленного училища возник в 1986 году, их первая совместная композиция – "Св. Георгий Победоносец". Важный творческий импульс Азбухановы получили в конце 1980-х благодаря процессу возрождения в России церквей и монастырей. В 1988 году для Спасо-Преображенского храма в Горьком (ныне Нижний Новгород) ими создан первый иконостас. Помимо икон и церковного убранства художники выполняют светские композиции, предпочитая исторические сюжеты. Таков цикл рельефов к 850-летию Москвы "Княжеская охота", посвященный князю Юрию Долгорукому.Произведения И. и Р. Азбухановых хранятся во многих храмах России, в ряде музеев и частных коллекций разных стран, включая собрания Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Московский Кремль», Исторического музея, Музея истории Москвы, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, фонда «Дом Дягилева» (Пермь), Латеранского дворца в Риме и Ватикана.[11].

Примечания

  1. Резьба по дереву, кости и камню
  2. Резные Иконы
  3. "Север в истории Русского искусства"/ И.В. Евдокимов // Рипол Классик. — 2006. - С. 230 — ISBN 551799914X, 9785517999146
  4. История русской резной иконы.
  5. Культовая пермская деревянная скульптура
  6. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЗНОЙ ИКОНЫ
  7. В Доме-музее Яворницкого открылась уникальная выставка резных икон и крестов
  8. ВЫСТАВКА "РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА XV-XIX ВВ."
  9. Выставка резной православной иконы в Рославле
  10. Резные иконы Елены и Сергея Николенко
  11. Инесса и Рашид Азбухановы. Икона на рези. Рукотворный образ

Исследования

Ссылки

Резная икона.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47