Рождение свыше

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Жизнь христианина
Христианский портал
· ‎

Христианин
Крещение · Рождение свыше
Благодать · Покаяние
Спасение · Исповедь
Церковь · Таинства
Церковный брак
Церковные взыскания
Грех

Христианские добродетели
Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва

Христианское богословие
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Восхищение Церкви
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм


п·о·р

Рождение свыше (возрождение) — особое Божье действие, посредством которого Он «обновляет человеческое сердце — мертвое по причине грехопадения — к жизни».[1] Евангельские протестанты считают, что рождение свыше происходит одновременно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой «во внутреннем содержании жизни», в сердце (чувствах), «в нравственных стремлениях души».[2]

Рождение свыше является необходимым условием Божьего усыновления и вхождения в Царство Божие: благодаря ему человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого.[3]

Происхождение

Понятие «рождение свыше» происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом. Иисус говорит Никодиму, что рождение свыше - обязательное условие вхождения человека в Царство Божие (спасения души).

«Ночной разговор Иисуса и Никодима», картина Крейна Хендрикса
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
(Ин.3:3-5)

Конфессиональная разница

В разных христианских конфессиях слова «родится свыше» понимаются неодинаково. В православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях традиционно считается, что «рождение свыше», «рождение от воды и Духа» происходит при совершении таинства крещения.

Например, византийский богослов Феофилакт Болгарский, в православии отнесенный к «Отцам Церкви», в комментарии на отрывок из Библии, передающий разговор Иисуса с Никодимом, писал:

«Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, — к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога».

— Феофилакт Болгарский[4]

В евангельско-баптистском богословии водное крещение и рождение свыше — события совершенно разные. Например, по мнению известного баптистского богослова Платона Харчлаа, православный взгляд «противоречит другим местам Писания, в которых сказано, что спасение дается только по вере».[5]

У баптистов распространено мнение, что Христос в разговоре с Никодимом не говорит о водном крещении в современном христианском понимании. Напомним, что ко времени разговора Иисуса с Никодимом существовало лишь крещение Иоанна Крестителя, которое представляло собой иудейский обряд ритуального очищения «твила», знаменующий веру в грядущего Мессию и покаяние во грехах.

«Иоанн Креститель пробудил своим призывом к покаянию израильский народ. И слово „вода“ в устах Иисуса могло напоминать Никодиму о ритуале водного крещения, которое Иоанн совершал над каявшимися. Христос давал таким образом понять Никодиму, что желающему войти в Царство Божие нужно покаяться и обратиться к Нему с тем, чтобы получить возрождение от Святого Духа».

— Платон Харчлаа[5]

Поэтому в евангельско-баптистском богословии принято считать, что рождение свыше происходит при покаянии и уверовании во Христа под воздействием Духа, но не при водном крещении.

Детский вопрос

Разное понимание этого отрывка обуславливает конфессиональную разницу, например, в вопросах о крещении детей или крещении взрослых без серьезной катехизации. В православии это допустимо, поскольку «крещение возрождает», в баптизме — нет, потому что «ни младенец ни взрослый, не знающий азов веры, не сможет покаяться и возродиться».

В то же время в евангельско-баптистском богословии это не означает, что Царство Небесное закрыто для детей. Так, в «Изложении евангельской веры или Вероучении евангельских христиан» (составленном И. С. Прохановым в 1910 году) говорится:

«Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие, без необходимости для них проходить общий путь спасения или исполнять постановления Божий для Церкви, требующие сознательной воли. На основании того, что верующие, увидев на небесах Иисуса, будут подобны Ему только потому, что увидят Его, можно полагать, что возрождение с детьми происходит, когда они увидят Иисуса при переходе в славную вечность».

— Иван Проханов[2]

Признаки рождения свыше

Согласно «Веручению ЕХБ 1985-го года», истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией.[3]

«Родиться свыше, значит измениться так основательно, что это равнозначно новому рождению; это значит, что с душой произошло нечто такое, что можно охарактеризовать как полное перерождение…».

Уильям Баркли[6]

При этом люди, пережившие рождение свыше, имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Они знают, являются детьми Божьими и наследниками вечной жизни.[3]

Примечания

  1. Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии «Возрождение» // Спраул Р. К. Новая Женевская учебная Библия. / пер. В. А. Цорн. — М.:Миссионерский союз «Свет на востоке», 2001. — 2500 с.
  2. ↑ Изложение евангельской веры или Вероучение евангельских христиан(ВСЕХ, сост. И. С. Прохановым, 1910, Журнал «Христианин» № 2 (6) С.4-14) Глава VII О воспринятии человеком спасения
  3. ↑ Вероучение евангельских христиан-баптистов 1985 года, глава «Церковь Христова» Журнал «Братский Вестник», № 2 1992
  4. Феофилакт Болгарский Толкование на Евангелие от Иоанна
  5. 1 2 Толкование четырех Евангелий и книги Деяний апостолов под ред. Платона Харчлаа ISBN 0-88207-812-7 Киев, 1990 год стр. 293
  6. Комментарий Баркли к Новому Завету, Комментарии на евангелие от Иоанна, глава 3

Рождение свыше.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47