12-08-2023
Роман Михайлович Мархолиа | |
---|---|
Дата рождения | 5 февраля 1961 (62 года) |
Место рождения | Ленинград |
Гражданство | Россия |
Профессия | |
Сайт | Медиафайлы на Викискладе |
Рома́н Миха́йлович Мархо́лиа (род. 5 февраля 1961, Ленинград, РСФСР, СССР) — российский театральный режиссёр, педагог, организатор международных проектов и фестивалей[1][2][3][4][5].
Родился в Ленинграде в 1961 году. Отец Михаил Константинович Мархолиа (Кужба) — известный абхазский деятель культуры, режиссёр, основатель абхазского телевидения, абхазской киностудии. Мать Татьяна Павловна — физхимик, кандидат наук. Семья отца (Кужба) была в своё время репрессирована и выслана в Сибирь. Фамилия Мархолиа — фамилия приёмных родителей отца, к которым он попал в 6-месячном возрасте и благодаря которым он выжил, вырос и получил образование. После возвращения из ссылки родственники Кужба живут в Краснодарском крае и в Иордании. Брат Юрий Михайлович Мархолиа — российский телевизионный продюсер, режиссёр.
Роман Мархолиа школьные годы провел в Сухуми (Грузинская ССР), поступил в 18 лет на курс режиссёров драматического театра в ГИТИС им. А. В. Луначарского (Москва, РСФСР) к народному артисту СССР Иосифу Михайловичу Туманову. После смерти Иосифа Туманова руководство курса принимает на себя Анатолий Эфрос. Роман Мархолиа заканчивает ГИТИС с красным дипломом и уезжает во Львов, в театр Советской армии ПрикВО, где начинает свою профессиональную деятельность. Первая работа — спектакль «Сашка» по повести Кондратьева приносит ему «гран-при» на республиканском театральном фестивале и известность на Украине. После службы в армии в батальоне обслуживания Львовского политического училища продолжает работать в Театре Советской армии ПрикВО. Его спектакли участвуют во многих республиканских и всесоюзных театральных фестивалях. Становится членом лаборатории режиссёров и сценографов под руководством народного художника СССР Даниила Лидера.
В 1987 году по приглашению Владимира Петрова переезжает в Севастополь, где начинается новый этап его карьеры — сначала как режиссёра, а затем руководителя театра. В 27 лет он становится главным режиссёром Севастопольского русского драматического театра им. А. В. Луначарского, самым молодым в стране главным режиссёром на тот момент.
С 1989 по 1994 год при поддержке министерств культуры СССР, России и Украины, международных фондов, театральных и творческих союзов нескольких стран Роман Мархолиа организовывает в Севастополе международный театральный фестиваль «Херсонесские игры»[6], который становится знаковым местом встреч множества молодых театральных деятелей России, стран СНГ и ближнего зарубежья времён перестройки. На фестивале «Херсонесские игры» заявили о себе такие режиссёры, как Сергей Женовач, Андрей Жолдак, Ходжакули Овлякули, Евгений Каменькович, Дмитрий Богомазов, Андрей Житинкин, Игорь Ларин и многие другие.
Творческие перемены в театре, бурная фестивальная деятельность и широкий общественный резонанс неоднозначно воспринимается консервативной частью труппы и в 1994 году по настоянию партийной организации, оставшейся от КПСС, и при поддержке городского управления культуры в театре сокращают должность главного режиссёра и руководство театра переходит к секретарю партийной организации — директору театра М. Кондратенко[7].
Роман Мархолиа уезжает в Санкт-Петербург. Ставит спектакли в Театре Комиссаржевской, Театре на Литейном, Балтийском доме, преподаёт на курсе актеров под руководством Андрея Толубеева ЛГИТМиКа при БДТ им. Г. А. Товстоногова[8][9][10][11][12], ставит спектакли в Риге, Вильнюсе, Ярославле, Красноярске. Принимает участие в международных театральных фестивалях России и Европы. Проводит мастер-классы для актеров в Бристоле (Великобритания). Стажируется в США. Заканчивает курсы европейского театрального менеджмента Амстердамского университета (1996−1998 гг.).
В 2000 году возвращается в Москву и начинает активно сотрудничать с телевидением[13]. Снимает для телеканала «Культура» телевизионные спектакли, фильмы (также авторские проекты выходили на телеканалах ОРТ и ТВЦ). Его проекты номинируются на премию «ТЭФИ». В 2003 г. в постановке Романа Мархолиа в спектакле «Квартет» Р. Харвуда впервые выходит на театральную сцену Барбара Брыльска, ее партнерами выступают Светлана Крючкова, Кахи Кавсадзе, Игорь Дмитриев.
В 2004 году Роман Мархолиа сотрудничает в качестве режиссера-ассистента с Эдинбургским театральным фестивалем в постановке П. Штайна «Чайка» А. П. Чехова. Принимает активное участие в организации и деятельности «Театра простодушных» Игоря Неупокоева. Ставит спектакль «Покрывало Пьеретты» с международной командой участников и широко гастролирует с ним в России и Европе. С 2006 по 2010 г. проводит совместно с Себастьяном Кайзером в Севастополе на бывших фортификационных объектах фестиваль современного искусства и мультимедиа «Балаклавская Одиссея»[14][15].
С 2007 по 2009 год Роман Мархолиа — художественный руководитель Ярославского ТЮЗа. Ставит спектакли «Светит, да не греет» Островского, «Три сестры» Чехова.
В 2009 году готовит специальный проект к юбилею Президентского полка в Георгиевском зале Кремля «Георгиевская ассамблея» с участием народной артистки РСФСР Аллы Демидовой. Принимает приглашение стать главным режиссёром международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» (2010—2012 гг.)[16].
С 2010 по 2014 гг. организует Севастопольский международный фестиваль искусств «Война и мир». Фестиваль собирает в Севастополе военные оркестры России, Украины, Германии, Франции, Польши, Алжира, Белоруссии, Греции и других стран. В программе фестиваля помимо военной музыки оперные спектакли под открытым небом, кинопрограмма, фотовыставки, спектакли фестиваля «Золотая маска». Фестиваль «Война и мир» обретает популярность в Севастополе и становится его летним «культурным брендом».
С 2014 года по настоящее время ставит спектакли на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, Ярославского театра им. Ф. Волкова, Украинского национального театра им. И. Франко[17], Национального чеченского театра им. Х. Нурадилова, Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского. Совместно с народной артисткой России Светланой Крючковой руководит лабораторией актёров при СТД РФ, проводит мастер-классы актёрского мастерства в программах СТД РФ.
Роман Мархолиа является автором переводов с английского языка на русский следующих пьес[20]:
Сайт «Театрал», рецензия на спектакль «Игрок» по Достоевскому в БДТ им. Товстоногова: «Светлана Крючкова произвела фурор на бенефисной премьере „Игрока“ в БДТ. У этого спектакля есть одно важное свойство. Он поставлен без оглядки на великое прошлое БДТ, без страха обидеть патриархов, оскорбить публику, без замаха воскресить дух Товстоногова или, боже упаси, его переплюнуть. Это просто спектакль — свободный, современный, очень озорной и не лишенный остроумия. Страсть актрисы к театральной игре оказывается сильнее идейных позиций и клановых предпочтений. Ей хочется делать на сцене то, чего она не делала раньше. Она живая и хочет играть в живом».
Рецензии на спектакль «Жизнь впереди» по Э. Ажару в БДТ им. Товстоногова. Сайт «Тетрал»: «Роман Мархолиа всегда был самобытен, учась у мастеров, одним из которых был Анатолий Эфрос. В спектакле „Жизнь впереди“ — все понятно, страшно, высоко и пронзительно как в античной трагедии, как в классических постановках Эфроса. Мадам Роза и Момо — неожиданно интенсивный, пронзительный и глубокий дуэт Светланы Крючковой и Ивана Федорука в новом спектакле Романа Мархолиа. Созданы объемные, мифологически-бытийные образы: мать мира — дитя, посланное в мир. Выявляются сокровенные смыслы жизни в согласии с ветхозаветными текстами. И если доподлинно таким уровнем сценического размышления виртуозно владеет Светлана Крючкова, то артист Иван Федорук — нежданное открытие спектакля, важная часть его фундамента и нерв». Сайт «Интерресант»: «После просмотра спектакля „Жизнь впереди“ уже сложно представить, что эту роль мог бы сыграть кто-то другой. Кажется, весь свой жизненный и профессиональный опыт Крючкова вложила в этот образ — трагический, комический, разный. Как и любая жизнь».
«Академия», рецензия на спектакль театра им. Ф. Волкова «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому: «Режиссер Роман Мархолиа, работа художника-сценографа и художника по свету Владимира Ковальчука, художника по костюмам Фагили Сельской, хореографа Антона Косова, блестящая игра актеров Волковского разорвали шаблон литературных, театральных и кинематографических стереотипов восприятия последнего романа Достоевского, сломали и переупаковали „Братьев Карамазовых“, выделили новые точки современности. Игра актеров обозначает кульминацию ключевого психологического конфликта спектакля — о том, что нечаянно брошенные слова, необдуманные поступки, „вольные и невольные прегрешения“ живут своей жизнью, резонируют и вмешиваются в жизнь других людей, и тщетно пытаться управлять этим резонансом. Оказывается, Федор Михайлович и об этом уже сказал, а за шелухой лет мы и подзабыли»[12].
«Известия в Украине», рецензия на спектакль «Живой труп» Л. Толстого в Национальном драматическом театре им. И. Франко., Украина: «Все участники драмы люди, в общем-то хорошие, совестливые и страдающие. Но запутавшиеся в снедающих человеческий род страстях и принесшие жертвы не на тот алтарь. Единственным мерилом и критерием в этой многосложной драме, как и в жизни в целом могут быть только христианские заповеди. И Мархолиа их вынес над действием как цитату крупным шрифтом над текущим текстом. Вывернул их изнутри драмы наружу – для тех, кто будет смотреть и слушать. И этот прием вынуждает включиться, в очередной раз задаться рядом вопросов, на которые обычно люди отвечают всю жизнь».
Рецензии на спектакль «Разбитый кувшин» Г. Клейста в Национальном драматическом театре им. И. Франко, Украина. Сайт Teatre: «Разбитый кувшин» театра Франко получился высотой в «три неба»: он одновременно о грехопадении библейских предков, о не избегнувших той же участи героях Кляйста, и о нас с вами, собирающих на свою голову те же угли. Спектакль неожиданно получился о горшке и Горшечнике, о человечестве и Божестве, о потерянном рае и отчаянной попытке разглядеть к нему узкий путь, не ошибившись в выборе на распутьях широких дорог»[22]. Сайт «Украинский театр»: «Известный российский режиссер Роман Мархолиа, которого называют блуждающим форвардом, поставил на нашей сцене необыкновенно красивый спектакль «Разбитый кувшин», которому, кажется, тесно в рамках театральной сцены, и он выплескивается в зал, чтобы потом карнавальным шествием кружить по разукрашено - измененному Киеву и звучать речитативом: «Обломки остались от кувшина, лучшего из кувшинов, в этой дыре, где только дыра и пусто...».
Роман Мархолиа.