09-05-2023
Дипломатические отношения России и Франции | |
|
|
Русское царство | |
---|---|
1702 — Создана постоянная дипломатическая миссия в Париже. |
|
5 августа 1717 — Установлены дипломатические отношения |
|
Российская империя | |
1733 — Дипломатические отношения прерваны |
|
1738 — Восстановление дипотношений |
|
1748 — Дипломатические отношения прерваны |
|
1755 — Восстановление дипотношений |
|
1792 — Дипломатические отношения прерваны Россией |
|
1799-1800 — Противники в ходе Войны второй коалиции |
|
1800 — Восстановление дипотношений |
|
1801-1802 — Союзники в ходе Войны второй коалиции |
|
28 августа 1804 — Дипломатические отношения прерваны Россией |
|
26 июня 1807 — Подписан Тильзитский мирный договор. Восстановление дипотношений |
|
14 октября 1808 — Подписание союзного договора в Эрфурте |
|
4 (16) января 1810 года — Заключено соглашение между Россией и Францией, направленное на урегулирование «польского вопроса». Петербургская конвенция (1810) |
|
1812 — Дипломатические отношения прерваны после нападения Франции на Россию |
|
18 мая 1814 — Подписан Парижский мирный договор. Восстановление дипотношений |
|
23 января 1854 — Дипломатические отношения прерваны Россией |
|
18 марта 1856 — Подписан Парижский мирный договор. Восстановление дипотношений |
|
21 августа 1891 — Подписано соглашение о консультации и договорённости сторон — Франко-русский союз |
|
1893 — Заключение оборонительного союза России с Францией |
|
1904 — Союзники рамках Антанты |
|
РСФСР и СССР | |
26 октября 1917 — Дипотношения прерваны после Октябрьской революции |
|
28 октября 1924 — Установление дипотношений на уровне посольств |
|
29 ноября 1932 — Заключён Советско-французский пакт о ненападении |
|
30 июня 1941 — Дипотношения прерваны Францией |
|
26 августа 1943 — создано полномочное представительство СССР при Французском комитете национального освобождения |
|
23 октября 1944 — Восстановление дипотношений |
|
Российско-французские отношения | Послы России | Послы Франции Портал «Россия», Портал «Франция» |
Отношения Франции и России в сфере безопасности и обороны — это весь комплекс разнообразных аспектов и проблем отношений между Французской Республикой и Российской Федерацией, касающихся вопросов обороны и безопасности и вписывающихся в двусторонние отношения двух стран в целом. На эти отношения влияют позиции отдельных стран, Европейского союза и мировая политика в целом.
Содержание |
Русско-французские отношения имеют многовековую историю. Ещё в середине XI века дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне — будущем короле Франции Филиппе I, фактически правила Францией.
Первое посольство России во Франции появилось в 1717 году после указа Петра I. Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между двумя странами.
Отношения между Россией и Францией в первой половине XIX века не отличались стабильностью: противостояние в годы Наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года; сближение после крушения наполеоновской империи в годы Реставрации, затем очередное охлаждение двусторонних отношений после Июльской революции 1830 года, приведшей к смене режима во Франции и воцарению Луи Филиппа Орлеанского, которого император Николай I до конца жизни считал «узурпатором» престола, «похитившим» корону у малолетнего герцога Бордоского, внука свергнутого короля Карла Х. Все это время французы так или иначе следили за происходящим в далекой России, однако их представления о ней были весьма поверхностными и расплывчатыми. Неточные, а порой и просто вымышленные сведения о близкой отставке высокопоставленных государственных деятелей России (например, наместника Царства Польского фельдмаршала И. Ф. Паскевича), о заговорах и бунтах в армии и т. п. регулярно появлялись на страницах французской печати.
Кульминационной точкой сотрудничества стало создание в конце XIX века военно-политического альянса. А символом дружеских отношений стал мост Александра III, построенный в Париже.
История отношений СССР и Франции начинается с 28 октября 1924 года, со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией[1] 28 октября 1924 г. Эдуар Эррио от имени Совета министров Франции направил председателю ЦИК М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить теперь же нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путем взаимного обмена послами». Французское правительство отмечало, что «отныне невмешательство во внутренние дела станет правилом, регулирующим взаимоотношения между нашими двумя странами». В телеграмме указывалось, что Франция признает де-юре правительство Союза ССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств» и предлагает обменяться послами. Эррио предложил направить в Париж советскую делегацию для ведения переговоров по общим и специальным экономическим вопросам. В тот же день телеграмма Эррио обсуждалась на заседании ЦИК СССР. С сообщением по этому вопросу выступил Г.В. Чичерин, который подчеркнул большое значение восстановления отношений между СССР и Францией. «Мы горячо приветствуем этот акт»,- заявил он в заключение. В ответной телеграмме ЦИК на имя Эррио говорилось: ЦИК Союза ССР «придает серьёзнейшее значение устранению всех недоразумений между Союзом ССР и Францией и заключению между ними общего соглашения, которое может послужить прочной основой для дружественных отношений, руководствуясь при этом постоянным стремлением Союза ССР к действительному обеспечению всеобщего мира в интересах трудящихся масс всех стран и к дружбе со всеми народами». 30 октября 1924 г. на имя Чичерина была получена телеграмма от Эррио с выражением радости по случаю установления отношений, которые будут служить «укреплению мира в Европе и во всем мире». В ней говорилось, что «не существует народов, более предназначенных для взаимного понимания, чем французский народ, преисполненный чувства справедливости и братства, и великий русский народ, достойные качества которого я сам лично имел возможность оценить». 14 ноября 1924 г. Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Францию Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли. Первым французским послом в Москве после восстановления дипломатических отношений между Франицей и СССР был назначен Жан Эрбетт[2].
В 1966 г. произошел поворот в отношениях между СССР и Францией — после ее выхода из военной организации НАТО и визита президента Шарля де Голля в Москву[3].
7 февраля 1992 г. Франция признала РФ как страну-правопреемницу СССР. Главным документом, закрепляющим отношения между Россией и Францией, является Договор от 7 февраля 1992 года. Он утверждает стремление обеих стран развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась – заключено более двух десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.
Отношения между РФ и Францией активно развиваются во многих областях, что выражается в регулярных взаимных визитах высших лиц двух государств. Сотрудничество в сфере обороны является одним из приоритетных направлений, его регулируют следующие документы:
Ещё во времена существования СССР Франция в соответствии с голлистскими установками занимала особое положение в западном мире, пытаясь преодолевать противоречия между НАТО и ОВД и развивая сотрудничество с Москвой в различных сферах.
В 1990-е гг. динамика двусторонних отношений была положительной, однако во многом основывалась на личных отношениях Б. Ельцина с президентами Франции Ф. Миттераном (1981—1995) и Ж. Шираком (1995-2007).
К концу 1990-х наметилось резкое ухудшение отношений, обусловленное двумя главными проблемами — критикой Парижа относительно контртеррористической операции в Чечне и проблемой российских долгов Франции. Примерно с 2000 г. отношения приобрели более конструктивный характер; особенно сблизились позиции Франции и РФ в 2003 г., когда два государства резко высказались против операции США в Ираке. У Жака Ширака были плохие отношения с проамериканскими странами Центральной и Восточной Европы.
После выборов президента Н. Саркози, приступившего к исполнению обязанностей 16 мая 2007 г., речь зашла о повороте во внешней политике Франции в сторону США, тем не менее воля Парижа к поддержке европейских оборонных инициатив, оппозиция немедленному присоединению Грузии и Украины к Плану доступа к членству в НАТО, сохранение стратегического союза с Германией говорят о сохранении фундаментальных основ внешней политики Пятой Республики, важных и для России. Тем не менее, Саркози значительно улучшил отношения со странами ЦВЕ. В последнее время Пятая республика проводит активнейшую политику по сближению с Россией. На данный момент идут переговоры о продаже России французских вертолетоносцев типа Мистраль.
Франция является одним из основных торгово-экономических партнеров России. Франция занимает среди европейских стран восьмое место по объему товарооборота. Притом имеется значительная положительная динамика в торговых отношениях двух стран: так, в 2001 – 2008 годах товарооборот обеих стран вырос более чем в 5 раз.
К примеру, в 2008 году товарооборот России и Франции составил 22 млрд 250,2 млн долларов, в том числе российский экспорт 12 млрд 193,2 млн долларов, импорт – 10 млрд 057,0 млн долларов, т.е. при положительном сальдо у России.
Товарооборот России и Франции в 2009 году упал по сравнению с 2008 годом по причине мирового кризиса и достиг 17,148 млрд долларов, в том числе российский экспорт составил 8,723 млрд долларов, импорт – 8,425 млрд долларов. Положительный торговый баланс у России сохранен.
Наиболее крупными позициями российского экспорта во Францию являются минеральное топливо, нефть и продукты; продукция химической промышленности; металлы, изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование, транспортные средства.
Структуру импорта из Франции в Россию формируют, в основном, три группы товаров: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Оборонное сотрудничество Франции и РФ развивается во многих формах. Проходят совместные учения, заседания российско-французской Рабочей группы по борьбе с международным терроризмом (последнее прошло 21 декабря 2007 г., произошёл обмен информацией по борьбе с терроризмом в мировом масштабе и в регионах Северной Африки, Ближнего Востока, афгано-пакистанской границы, Центральной и Юго-Восточной Азии); консультации в МИД России с Генеральным Директором по политическим вопросам и вопросам безопасности МИД Франции (последние прошли 04 июля 2007, с Ж. Аро российские дипломаты обсудили отношения РФ-НАТО, РФ-ЕС, ПРО, ДОВСЕ, Иран, Косово, Ливан); важную роль играют межпарламентские контакты (например, в апреле 2008 г. прошла встреча председателя комитета Госдумы по обороне В. Заварзина с делегацией комитета по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции, Заварзин подчеркнул, что отношения с Францией в оборонной сфере находятся на высоком уровне, что позволяет ожидать улучшения таких отношений между РФ и ЕС в целом после перехода председательства в Союзе к Франции с 01 июля 2008).
Главным органом двустороннего сотрудничества в сфере обороны является Совет сотрудничества по вопросам безопасности, последнее заседание которого состоялось 11 марта 2008 г. в Париже. В нём приняли участие министры иностранных дел и обороны РФ С. Лавров и А. Сердюков и их французские коллеги — Б. Кушнер и Эрве Морен, в тот же день прошла неформальная встреча двух российских министров с президентом Франции Н. Саркози. Главным итогом заседания органа, формально занимающегося оборонными вопросами, стало политическое решение о том, что Франция в качестве председателя ЕС сделает всё, чтобы до конца 2008 г. было подписано новое рамочное соглашение между РФ и ЕС взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 г. Что касается непосредственно безопасности, то были обсуждены следующие вопросы:
Существуют также многочисленные договоры между французскими и российскими научно-исследовательскими организациями (КАЭ и Росатом, Институт Курчатова, РАН) и компаниями (АРЕВА, ФРАМАТОМ, Электриситэ де Франс и Радон) на предмет повышения безопасности ядерной энергетики.
Существует несколько проблем в отношениях РФ и Франции в оборонной сфере:
Позиция России по югославской проблеме была очень схожа с французской, до тех пор как президентом Франции не стал Жак Ширак. Россия выступала исключительно за политическое решение проблемы. Франция же ещё в 1995 году призывала применить силу. Пик кризиса российско-французских отношений настал в 1999 году, но он объяснился не только бомбежками Югославии, но и ещё рядом причин, в том числе возобновлением России боевых действий в Чечне.
Франция одна из первых признала Косово суверенным государством, Россия же заявила, что Косово не будет признано ею никогда, потому что это кощунственное действие по отношению к международному праву, в частности нарушающее резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН. Таким образом, актуальность этой темы сохраняется и представляет интерес для дальнейшего изучения.
Распад Югославии вызвал серьёзные опасения в Париже и в Москве. Это объяснялось тем, что политическая элита Франции и Франсуа Миттеран в частности были сторонниками европейской интеграции. Миттеран очень негативно относился ко всем проявлениям сепаратизма и образованию новых государств. Кроме того президент помнил, что сербы были верными союзниками и в Первой, и во Второй мировых войнах и выступал за единую Сербию. Во всем этом Москва была солидарна с Парижем. Опасения Миттерана подтвердились в будущем. По его мнению, разрешение межэтнических конфликтов на Балканах путем создания новых государств не только не будет способствовать выходу из сложившегося кризиса, а только усугубит его, памятуя об этнической неоднородности региона. Дальнейшее развитие событий доказало его правоту.
В разрешении Балканской проблемы у России и ЕС (Франции) были и есть разные конечные цели. ЕС нужно построить сильную, стабильную Европу. России нужно сохранить суверенитет Сербии, чтобы не «потерять» для себя Балканы окончательно, так как после операции НАТО в Югославии в 1999 г. позиции России в этом регионе сильно ослабли. Таким образом, обе стороны преследуют, с их точки зрения, справедливые цели. Именно этот факт сделал невозможным разрешение проблемы между Россией и Францией.
Российско-французские отношения.