25-07-2023
Русская колонизация Прикамья — длительный процесс экономической, политической и культурной интеграции Прикамских земель в состав Русского государства, составная часть процесса русской колонизации Урала. Начальный этап Р. К.П. связан с эпизодическими проникновениями новгородцев на север Урала в XI в. Документально зафиксировано вторжение в XII в. на территорию Прикамья дружины владимиро-суздальских князей. Первые поселения русских в Верхнем Прикамье появляются в XIII—XIV вв. и связаны с монголо-татарским нашествием, приведшим к переселению на Урал русского и нерусского населения. Ранние поселения размещались на памятниках родановской археологической культуры и были смешанными по этническому составу. На раннем этапе проникновение русского населения шло с севера — из Новгородской и Владимиро-Суздальской земель. Отдельные вещи русского происхождения найдены на Анюшкарском, Искорском, Редикорском, Урольском и ряде др. городищ.
В XIV—XV вв. шла борьба за политическое и экономическое влияние над Прикамьем между Новгородской землей и Московским княжеством, окончившаяся победой последнего. В XV в. на территории Прикамья появляются первые русские поселения — Анфалов городок, Троицкое городище на р.Колве(будущий г.Чердынь), Соль Камская и др. Время и обстоятельства вхождения Прикамья до сих пор остаются вопросом дискуссионным. В современной исторической литературе можно выделить, по крайней мере, три подхода к решению проблемы. Первый (В. А. Оборин, Г.Н. Чагин, В.В. Мухин и др.), основанный на данных Вычегодско-Вымской летописи, предполагает официальной датой вхождения считать 1451 г. — время назначения в Пермь Великую наместника Михаила Ермолича, представителя бывшего удельного Верейского княжества. Второй (Е. В. Вершинин и др.) предполагает временем вхождения считать 1472 г. — Чердынский поход и превращение пермского князя Михаила в Московского наместника. Третий подход (О. В. Семенов) определяет время вхождения Перми Великой в состав Московского государства 1505 г. — назначением первого московского наместника В. А. Ковра, распространением на Пермь Великую московской системы управления и характерного для нее управленческого аппарата с кормлением и регулярной сменяемостью административных лиц. Важным моментом колонизационного процесса является принятие христианства коми-пермяцким населением Прикамья. С 1383 г. Стефан Пермский возглавляет вновь созданную Пермскую епархию (с резиденцией в Усть-Выме), ставшую основой для христианизации народов Прикамья. В 1448 г. епископ пермский Питирим стал епископом Перми Великой. В 1455 г. он предпринял попытку крещения коми-пермяков, которая закончилась его гибелью. Официальной датой крещения Перми Великой считается 1462 г., когда епископ Иона «постави … церкви и попы и княжат Михайловых крести». С середины XVI в. начинается новый этап колонизации Прикамья, связанный с деятельностью солепромышленников Строгановых. В это время резко увеличивается приток русского населения в край, растет число русских поселений. Поход Ермака конца XVI в. в Сибирь устранил военную опасность со стороны Сибирского ханства и способствовал дальнейшему экономическому, политическому и культурному развитию Прикамья в рамках Московского государства.
Пермь Великая • Великопермское княжество • Пермь Вычегодская | |
---|---|
Города | Чердынь • Искор • Урос • Покча • Анфаловский городок |
Городища | Кыласово (Анюшкар) • Кудымкарское (Кудымкар) • Эсперово • Роданово • Редикорское • Рождественское |
Правящие династии | Великопермские князья • Вымские князья |
Народы | пермяне • чудь • коми-пермяки • коми-зыряне • русские |
Духовная культура | пермский звериный стиль • язычество • Стефан Пермский • древнепермское письмо • пермская деревянная скульптура |
См. также | Родановская культура • закамское серебро • Вятская земля • Югра • Строгановы |
Русская колонизация Прикамья.