12-10-2023
Группа «СОК» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Андрей Фролов (президент) |
Отрасль |
Автосборка, производство автозапчастей, строительных материалов, строительство |
Оборот |
▲ $2,95 млрд (2006 год) |
Сайт |
www.sok.ru |
Группа «СОК» — российская финансово-промышленная группа. Штаб-квартира — в Самаре.
Содержание |
Группа «СОК» была основана в 1994 году. В течение нескольких лет группа «СОК» была крупнейшим партнером и поставщиком комплектующих для ОАО «АВТОВАЗ»; ряд лиц, аффилированных с «СОК», входили в руководство автозавода[1].
Также основным направлением деятельности компании являлось производство автокомпонентов и автомобилей (второе место по выпуску автомобилей в России). Группа контролировала автозаводы «ИжАвто» (в 2005 году выпустил 52 800 автомобилей) и «РосЛада» (22 100 автомобилей). В группу также входили «Автосвет», ОСВАР, Димитровградский завод светотехники, Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский завод радиаторов, «ВазИнтерСервис» (с 2003 года), «Кинельагропласт» и др. Завод «РосЛада» с 1998 по 2006 годы выпускал автомобили из машинокомплектов производства ОАО «АВТОВАЗ». В 2005 группой на заводе «ИжАвто» был запущен проект по выпуску автомобилей «Kia Spectra».
Помимо этого, предприятия группы выпускали товары народного потребления, строительные конструкции, оказывали транспортные услуги и т. п. Компании принадлежало мостостроительное предприятие ОАО «Волгомост», сеть кинотеатров в Приволжском федеральном округе, а также сеть автосалонов. Совокупная выручка группы в 2006 году составила $2,95 млрд (в 2005 году — 64,4 млрд руб.)[2].
В 2008 группа «СОК» пыталась вести бизнес в Южной Осетии: президент республики Эдуард Кокойты, являвшийся другом Качмазова, пригласил топ-менеджеров самарской компании на руководящие посты в новообразованном государстве. Группа пыталась получить выгодные подряды на восстановление экономики, но в итоге под давлением оппозиции (по другим данным — из-за давления Москвы) эта деятельность была свёрнута[1][3].
В 2008 году компания «Рособоронэкспорт» сумела вытеснить представителей «СОКа» с «АвтоВАЗа», после чего группа стала терять свои позиции в Поволжье[1]. В 2009 году «СОК» продал «ИжАвто» менеджменту предприятия по сложной схеме (представители Сбербанка России, получившего в итоге за долги контроль над предприятием, обвиняли в связи с этим «СОК» в выводе активов автозавода)[4].
По подозрению в преднамеренном банкротстве «ИжАвто» было возбуждено уголовное дело, в феврале 2011 года собственник «СОКа» Юрий Качмазов и ряд других руководителей «СОКа» и «ИжАвто» были объявлены в розыск[5], по данным на август 2011 года он проживал в ОАЭ, как и ряд бывших топ-менеджеров группы. В августе 2011 года один из бывших руководителей «СОКа», а также бывший вице-губернатор Ульяновской области был жестоко убит в Суздале[1].
Помимо «ИжАвто», в 2008—2011 годах группа избавилась от большей части своих активов, в частности, были проданы компании «Волгомост», «Самарские оконные конструкции», «Пластик», «АВТОВАЗТРАНС», ликёро-водочный завод «ТАЛКО», кинотеатры «Шипка» и «Самара», телекомпания «Орион» и др.[1]. В марте 2011 года, компания продала свой крупнейший актив, компанию Волгомост[6].
Главный бенефициар группы — Юрий Качмазов[7].
Президент группы — Андрей Фролов.
СОК (группа).