Саберфайтинг

23-10-2023

Саберфайтеры КРМ «Кром»

Саберфайтинг (от saber, сокр. англ. lightsaber — световой меч, и англ. fighting — битва) — фехтование в стилистике искусства владения световым мечом, показанного в киноэпопее Джорджа Лукаса «Звёздные войны».

Содержание

История возникновения

В начале 2000 года при подготовке подмосковной полевой ролевой игры перед организаторами встала проблема моделирования поединков между форсъюзерами (персонажами, способными взаимодействовать с Силой). Показанные в фильмах схватки были достаточно протяжёнными во времени и насыщенными акробатическими элементами, и на игре хотелось видеть что-то подобное, в то время как принятая среди ролевиков манера ведения боя была малозрелищной и ориентированой на быстрейшую победу, а используемые на ролевых играх модели оружия ничем не напоминали Световой меч.

В итоге для игры была разработана концепция элементарной технической базы визуально близкого к первоисточнику фехтования, и участникам ещё до мероприятия пришлось встречаться и репетировать, оттачивая структуру боя. Также было принято решение, впоследствии ставшее фактическим стандартом при изготовлении саберов: оружие должно быть разборным. Это позволило в небоевых ситуациях вешать рукоять на пояс, присоединяя клинок непосредственно для сражения, а при поломке, например, клинка, не переделывать сабер целиком.

После завершения игры её участники не забыли о боях на световых мечах. Тренировки продолжились в Измайловском парке Москвы. Систематизировалась техника, оттачивались движения. И на посвящённом «Звёздным войнам» конвенте «СтарКон-2002» саберфайтинг, а именно постановки и открытая тренировка, был представлен на суд публики.

Современное состояние

Школы

Россия

Москва по-прежнему остаётся центром развития саберфайтинга: там действуют старейшие в России Школа Саберфайтинга (ШС или МШС) и Академия Джедай на Йавине IV. Также в Москве есть и другие саберфайтерские группы, например, Ондерон.

Межрегиональная Федерация Саберфайтинга (МФС, быв. Западно-Сибирская Академия Джедай, ЗСАД) включает в себя отделения в Томске, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре. В 2010 году у МФС появилось отделение в Казани.

Созданное в 2010 году представителями Омска, Кемерова, Красноярска и Томска на конвенте «LC-2010» Содружество Свободных Саберфайтеров (ССС) не является школой, представляющей единую технику. Цель Содружества — информационная поддержка всех активных саберфайтеров и популяризация саберфайтинга.

Также саберфайтеры есть в городах:
Байконур
Братск — Братское общество саберфайтеров «Лесной царь»
Владивосток — ТРКЗВ «Legacy»
Иркутск — отделение Академии Джедай на Йавине IV
Кемерово — Кемеровская Академия Саберфайтинга
Красноярск — Клуб ролевого моделирования «Кром»
Люберцы — ATD
Мурманск — Jedi Academy Hoth System
Омск — Омская Академия Саберфайтинга
Санкт-Петербург — Сообщество саберфайтеров «Sciurus»
Тюмень — Братство Тюменских Саберфайтеров

Белоруссия

С 2003 года известны саберфайтеры Минска — Opдeн Джeдaй Xpaмa Cвeтa.

Украина

Киев, Кировоград.

Мероприятия

Участники конкурса постановок. ЛайтКон-2009, г. Новосибирск.

«СтарКон» — всероссийский конвент, посвященный «Звёздным войнам» во всех их проявлениях. Он проходит в первые выходные июля в Москве. В 2010 году состоялся уже одиннадцатый «СтарКон». В программу конвента входит саберфайтерский турнир.

В августе 2004 года Академия Джедай на Йавине IV провела первый «Файткон» — конвент саберфайтеров. С тех пор «Файткон» стал международным.

Ежегодный межрегиональный Конвент саберфайтеров Западно-Сибирского региона «ЛайтКон» с 2005 года проводится в Новосибирске в конце августа. «ЛайтКон» 2010 года должен был состояться в Омске, однако из-за бюрократических проволочек при его организации МФС отказалась участвовать в заявленном мероприятии и в те же сроки провела «ЛайтКон» в Томске. Поскольку название конвента исторически принадлежало ЗСАД и позднее МФС, омский фестиваль получил название «LC-2010».

В конце июля 2006 года в Минске силами НТГ "Temple of Light" был проведён первый Всебелорусский Конвент саберфайтеров. В августе 2010 года состоялся уже VI международный конвент «БелФайтКон». Время проведения мероприятия приходится на период от начала июля до середины августа и от года к году различно.

Целью конвентов является обмен опытом. Также на конвентах проводятся тренировки, мастер-классы и семинары, посвящённые различным аспектам саберфайтинга, и конкурсы: постановок (аналог соревнований по арт-фехтованию), фрифайта, костюмов и т. п.

Саберфайтеры принимают участие в фехтовальных или праздничных мероприятиях своего региона. В частности, саберфайтеры сообщества «Sciurus» выступали на празднике «День Фехтовальщика» в Санкт-Петербурге.

Поскольку артистическое направление саберфайтинга подпадает под определение спортивной дисциплины Арт-фехтование, а именно номинаций арт-фехтование — упражнение соло, арт-фехтование — упражнение группа, арт-фехтование — дуэт — свободный стиль, арт-фехтование — группа — свободный стиль, саберфайтеры соответствующих направлений имеют возможность участвовать в соревнованиях по арт-фехтованию. Так, саберфайтеры клуба ролевого моделирования «Кром» выступали на фестивале по арт-фехтованию «Стальной рассвет» (Красноярск), а представители московской Школы Саберфайтинга — на международном фестивале по арт-фехтованию «Романтика средневековья» и Чемпионате России по арт-фехтованию. Саберфайтеры занимают призовые места и получают спортивные разряды в артистическом фехтовании.

Фильмы

Широко распространена практика презентации групп и отдельных саберфайтеров посредством публикации видеоролика, демонстрирующего принятую в данной группе манеру боя.

Также фанатами «Звёздных войн» снимаются фильмы (т. н. фанфильмы), в которых может присутствовать саберфайтинг. Короткометражные фанфильмы, чьё содержание сводится к одному бою, принято называть файтфильмами. Наиболее известными российскими саберфайтерскими фанфильмами являются файтфильм «Холод» (ШС, 2005) и полнометражная лента «Ф.О.Р.С.» (SMX Studios, 2006).

Фехтование

Разные группы дают саберфайтингу разные определения. Непременно сходятся они в одном: фехтование должно напоминать «Звёздные войны».

Цель боя

Фрифайт на конвенте LC-2010

Существует насколько подходов к цели боя в саберфайтинге. Конкретная группа саберфайтеров может следовать как одному направлению работы, так и нескольким.

Целью саберфайтерского боя в общем случае является демонстрация длительного и зрелищного поединка.

Один из подходов, используемых для достижения этой цели, принято называть «фрифайт» (англ. free fight — свободный бой). Для достижения длительности могут исключаться обманные движения и игра на смене темпа. Оба бойца находят устраивающий обоих темпоритм, позволяют друг другу завершить действия, в ходе которых саберфайтер не может атаковать либо защищаться (акробатика, прокрутки оружия). Также во фрифайте используется добровольная передача тактического преимущества (инициативы) и т. н. «предсигналы», то есть положения тела и оружия, по которым партнёр может определить, какой удар будет нанесён, и использовать заведомо правильную защиту.

Однако, есть и другие подходы: артистический, спортивный, до условной победы, и боевой.

Работа в артистическом подходе предполагает максимальную зрелищность, для достижения которой рисунок конкретного боя обычно заучивается. В фанфильмах и постановках на различных мероприятиях саберфайтеры демонстрируют отрепетированные бои, нередко дополняя их изображением действия Силы и актёрской игрой, раскрывающей сюжет представления. Фактически, артистическое направление саберфайтинга соответствует спортивной дисциплине Арт-фехтование — свободный стиль.

В так называемом «боевом саберфайтинге», имеющем прикладную направленность, целью поединка является победа, при этом эстетика первоисточника может не соблюдаться.

Правила боя и поражения

  • Используются преимущественно рубящие удары
  • Как правило применяется двуручное удержание оружия
  • Используются акробатические элементы, вращения оружия и блоки за спиной
  • При нанесении ударов необходимо использовать силуэтную фиксацию
  • Бой заканчивается после первого поражающего действия
  • Попадание в рукоять означает уничтожение оружия и считается поражением обоих бойцов
  • Колющие удары наносятся только в корпус

Формы боя на световых мечах

В Расширенной вселенной «Звёздных войн» описаны 7 форм или стилей владения световым мечом. Можно встретить описания самих форм и многочисленные упоминания, в каких формах работал тот или иной персонаж. Однако Ник Гиллард — каскадёр, руководивший постановкой боёв в новой трилогии «Звёздных войн», узнав о появлении семи форм, был крайне удивлён. Показанный в фильмах стиль ведения поединка индивидуален для каждого из героев и создавался Гиллардом на основе смешения различных видов существующего фехтования и придания индивидуальных особенностей под конкретных актёров. Во времена классической трилогии о формах боя вообще никто не подозревал. Даже если не вдумываться в скудное и противоречивое описание форм, возникает вопрос: если само наличие системы спорно, как её реконструировать?

Таким образом, семь форм владения световым мечом не имеют никакого отношения к саберфайтингу.

Формы саберфайтинга

Понятие форм саберфайтинга принято во многих саберфайтерских объединениях. Однако в разных группах их понимание может быть различным.

  • Идеальная форма включала в себя широкие удары в горизонтальных, вертикальных и диагональных плоскостях, а также блоки от них и перемещения, и использовалась для тренировок в ШС и МФС. За время своего существования Идеальная форма неоднократно перерабатывалась, так, вышел из употребления т. н. вертикальный удар, появились способы передачи инициативы. С весны 2008 года в ШС занятия по Идеальной форме были прекращены.
  • Расширенная идеальная форма.
  • Боевая форма ШС имеет в своей основе катори, сохраняя эстетику «Звёздных войн» и позволяя проводить фрифайт.
  • Базовой формой в ССС принято называть оговоренный набор технических действий, достаточный для ведения поединка.
  • Расширенной формой в ССС называют любые надстройки над базовой формой, укладывающиеся в концепцию фрифайта.
  • Боевой формой в ССС называют бой в эстетике «Звёздных войн», использующий любые фехтовальные действия и направленный на поражение оппонента.

Оружие

Инвентарь для занятий саберфайтингом носит название «сабер» (транслитерация от сокр. англ. lightsaber — световой меч). Сабер состоит из двух конструктивных частей: клинка и рукояти, однако встречаются и цельные саберы. Клинок имеет круглое сечение диаметром 1,5-3 см, он многослоен: основу составляет стержень из прочного материала (алюминия, стеклопластика), поверх которого наносится т. н. гуманизация — смягчение из пористых материалов для снижения травмоопасности, следующий слой придаёт клинку яркий цвет. Рукоять собирается из металлических и пластиковых деталей и оформляется похожей на рукоять светового меча. Сабер изготавливается вручную, отражая описанную в «Звёздных войнах» концепцию, согласно которой джедай сам конструирует себе оружие, выражая таким образом свою индивидуальность. Важную роль играет балансировка оружия: сабер делается так, чтобы его центр тяжести приходился на эмиттер, то есть на переход рукояти в клинок. Это делается для облегчения выполнения вращений. Допустимо незначительное (порядка 2-х см) смещение центра тяжести на клинок либо на рукоять.

Параметры саберов могут быть различными, в том числе из-за различий в использованных для изготовления материалах. Длина клинка составляет 70-100 см (не считая длины вставляемого в рукоять хвостовика) и зависит от роста фехтовальщика, длина рукояти 25-30 см (обычно — 3-3,5 хвата владельца), диаметр 25-35 мм. Масса оружия может варьироваться в пределах 300 г. — 1,5 кг. Как правило, в каждой группе саберы сопоставимы, поскольку изготовлены по схожей технологии.

В последнее время распространение получают саберы со светодиодной подсветкой, позволяющие более полно воссоздать эстетику поединков из «Звёздных Войн».

Также существуют фабрично изготовленные реплики световых мечей, снабжённые светодиодной подсветкой и иногда звуковым модулем для более полной имитации светового меча. Они производятся в США (там же выпускают наборы деталей для желающих собрать эксклюзивную модель) по лицензии LucasArts Entertainment. Большая их часть не приспособлена для контактной работы и в саберфайтинге не используется.

Учебные материалы

  1. В 2004 году Школа Саберфайтинга опубликовала «Учебник по идеальной форме саберфайтинга», где была описана техника выполнения перемещений, ударов и блоков, а также различные упражнения для работы в паре и в группе.
  2. 12 июля 2006 года Александр «©еть» Бураго опубликовал в интернете труд под названием «Сабфайт: учебник. Реконструкция фехтования на световых мечах», в состав которого входил текст учебника и 27 видеороликов, иллюстрирующих описанные в тексте упражнения. Основой идеей сабфайта являлся взаимный отскок клинков. В настоящее время учебник потерял свою актуальность, однако термин «сабфайт» всё ещё можно встретить в дискуссиях на форумах применительно к саберфайтингу.
  3. В 2008 году ШС и ЗСАД совместно выпустили видеоучебник по саберфайтингу, состоящий из семи роликов:
    • Стойка и хват
    • Базовые удары, урок 1
    • Базовые удары, урок 2
    • Базовые блоки, часть 1
    • Базовые блоки, часть 2
    • Вращение меча
    • Вращение меча (приложение)
  4. В 2010 году в издательстве Томского государственного педагогического университета вышла в печать образовательная программа «Саберфайтинг: образовательная программа по артистическому фехтованию» ISBN 978-5-89428-518-4, раскрывающая в основном организационно-содержательные аспекты саберфайтинга. Её автором является В. В. Лобанов — президент МФС, член правления Федерации фехтования Томской области. В настоящее время готовится вторая часть программы, посвящённая методике и технике.

Контингент

Сейчас будет ошибкой утверждать, что саберфайтингом занимаются фанаты «Звёздных войн». Занятия фехтованием предполагают постоянную работу по совершенствованию техники, и знание первоисточника мало этому способствует. Некоторые саберфайтеры вообще не смотрели «Звёздные войны» или не нашли в них ничего интересного. Многократный просмотр саберфайтерами фильмов, в особенности трилогии Приквелов, обусловлен интересом к вошедшим в видеоряд поединкам.

Некоторые параллельно саберфайтингу занимаются другими видами фехтования, например, Кэндо, предпочитая их за эффективность, а саберфайтинг — за красоту и возможность «диалога» в поединке.

Также ошибочно причисление саберфайтеров к последователям религиозного течения Джедаизм. Фехтование не может предъявлять требований к вероисповеданию спортсмена. Заявления некоторых немногих саберфайтеров, в основном подростков о том, что они якобы являются джедаями или ситхами, следует трактовать как предпочитаемый ими образ.

Ещё одно распространённое заблуждение заключается в сравнении саберфайтеров и ролевиков, проистекающее из того лишь факта, что на показательных выступлениях саберфайтеры для более полного визуального соответствия первоисточнику как правило одеваются в костюмы джедаев или ситхов. Ещё один корень подобного заблуждения заключается в том, что ролевики иногда фехтуют на тямбарах, в том числе имеющих яркую расцветку, из-за чего их можно перепутать с саберами.

Средний возраст саберфайтера составляет 16-30 лет, фактически же — неограничен (в большинство групп набирают с 14 лет). Саберфайтинг весьма демократичен: он одинаково доступен и юношам, и девушкам, и не требует больших финансовых вложений. Не является обязательным даже спортивный зал: в некоторых группах принято проводить тренировки на свежем воздухе в любое время года.

Ссылки

  • Школа Саберфайтинга
  • Академия Джедай Yavin IV
  • Содружество Свободных Саберфайтеров
  • Межрегиональная Федерация Саберфайтинга
  • Содружество саберфайтеров «Sciurus»
  • ТРКЗВ «Legacy»
  • Клуб ролевого моделирования «Кром»
  • Омская Академия Саберфайтинга
  • Opдeн Джeдaй Xpaмa Cвeтa


Саберфайтинг.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47