28-05-2023
Сальвадор | |
Salvador | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Hemdale Film |
Длительность |
123 мин. |
Бюджет |
~4.5 млн. $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0091886 |
«Сальвадор» (англ. Salvador) — кинофильм режиссёра Оливера Стоуна, вышедший в 1986 году.
Содержание |
Американский журналист Ричард Бойл специализируется на материалах из «горячих точек». Из-за сложного характера и тяги к спиртному он остаётся без работы, без денег и от него уходит жена. Услышав, что в Сальвадоре накаляется обстановка, Бойл решает отправиться туда на свой страх и риск — собрать материалы и попытаться продать в какое-нибудь солидное издание. Подбив на поездку своего друга Рока, поначалу Ричард едет в Сальвадор как на курорт — за дешёвой выпивкой и развлечениями.
Реальность оказывается суровой. Бойл сразу попадает в самое пекло переворота 1980 года, и на его глазах происходит убийство архиепископа Оскара Ромеро. Он оказывается у красных партизан и у правых и едва остаётся жив. Рядом с журналистом оказываются и продажные политики, и монашки, которые спасают от смерти раненных детей. Пулемётной очередью убивает друга Бойла — фотографа Джона Кэсседи, искавшего тот самый «волшебный кадр», который бы запечатлел суть войны.
В концовке, пытаясь вывезти из Сальвадора свою супругу, местную девушку Марию, — Бойл лишается и её. Марию задерживает и отправляет назад иммиграционная служба.
«Сальвадор» ознаменовал возврат в режиссуру Стоуна после пятилетнего перерыва. До этого, после «Руќи» (1981), которая не была особо замечена критиками и зрителями, он в основном занимался написанием сценариев[1]. Фильм получил в целом вполне положительные отзывы критиков, номинации престижных премий, хотя с $1.5 млн в домашнем прокате не стал хитом кассовых сборов.
Явное достоинство картины — яркий реализм, энергия которая передаётся зрителю правдой жизни[2]. Восприятие окружающего мира глазами главного героя — циничного журналиста, который успел побывать и во Вьетнаме и в Камбодже[3]. Переживания и перипетии судьбы героев переданы скупо и без лишних эмоций. Примечателен эпизод, в котором сестра Кэти под дулом винтовки, не издав ни звука, только крестится — готовясь через секунду принять смерть[4].
На первый взгляд, фильм воспринимается как боевик — впечатляют сцены уличных боёв и кавалерийской атаки партизан, занимающие значительное время, и эффектные массовые сцены. Однако постепенно на первый план выступает политическое кредо Стоуна, критика позиции США вообще[1] и рейгановской администрации в частности. Экранным воплощением этого становится посол США в Сальвадоре, который своим намеренным бездействием доводит ситуацию в стране до кровопролития[5].
Значителен вклад в успех фильма актёров и прежде всего Джеймса Вудса. Как отметил критик New York Times Уолтер Гудман — «Нерв и самоирония Вудса придают особый оттенок фильму». Критик Chicago Sun Роджер Эберт, впрочем, отметил что недостаток работы Оливера Стоуна в раздробленности на множество мелких подсюжетов — словно режиссёр пытался объять необъятное и рассказать о большем, чем мог вместить в себя фильм[3].
Сальвадор (фильм, 1986).