Самофракийская резня

06-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

Самофракийский холокост (греч. Το ολοκαύτωμα της Σαμοθράκης, сентябрь 1821 г.) — физическое истребление силами Османской империи греческого населения острова Самофракия. Событие Освободительной войны в Греции 1821—1829 годов.

Самофракийский холокост в искусстве и историографии

Ника Самофракийская — один из самых известных экспонатов парижского Лувра. Там же, в Лувре, находится картина «После резни на Самотраки» (Après le massacre de Samothrace), написанная французским художником Αuguste Vinchon в 1827 г. и посвященная разрушению и истреблению населения этого греческого острова в 1821 г.

Хотя само событие было известно с 1821 г., последующие подобные события большего масштаба и значения (Хиосская резня, Псарская резня и др.) оставили разрушение этого, незначительного тогда, греческого острова в тени.

Так французский историк и путешественник Lacroix M. Louis посвящает всего две строчки этому событию: «…турки безжалостно разрушили этот остров во время освободительной войны Греции»[1] Две строчки посвящает событию и Жюль Верн в своём единственном историческом романе «Архипелаг в огне»: «Остров Самофракия подвергся во время войны жестокому опустошению» и «В то время как Хиосу и Самофракии пришлось так много выстрадать от турок…» [2].

События

Емкое греческое слово Холокост в 20 веке, через английский язык, получило узкое историческое значение и применительно к конкретному народу, но греческая литература и историография, применительно к событиям на этом острове, ещё с 19 века применяет именно этот термин [3]. Греческая революция разразилась в марте 1821 г. Появление 19 апреля единственного корабля с восставшего острова Псара было достаточным основанием для посвященного в Филики Этерия старейшины острова Георгиса Хадзиса для того чтобы провозгласить, что островитяне свободны и отказываются платить налоги султану.

Хадзис дал указание готовить укрепления, ожидая помощи греческого флота, но в действительности отряд защитников острова не превышал 50 человек.

1 сентября 1821 года османский флот высадил войска. Хадзис и его отряд оказал сопротивление, но был перебит. Но турки не ограничились зачинщиками бунта.

Около 10 тысяч жителей острова было вырезаны и примерно столько же обращены в рабство и проданы на рынках Константинополя и Смирны (Измир).

Истребление населения продолжалось 30 дней, по истечению которых была объявлена амнистия.

Однако поверившие в амнистию и покинувшие свои убежища в горах 700 самофракийцев были собраны и вырезаны в русле речки, которая с тех пор и носит имя Эфкас (700 на местном говоре — Εφκάς, επτακόσιοι).

С тех пор, когда самофракийцы говорят: «я не из 700, это означает я не легковерный»[4].

После того как османские корабли, вывесив на реях 20 казненных самофракийцев, покинули остров, согласно выжившему священнику Г. Манолакису на нём продолжали жить 25-30 выживших семей.

Gr. Temple, посетивший остров через 13 лет, в 1834 г., писал что остров был опустошён и обезлюдел и что все здания оставались разрушенными[5].

Пробитое штыком Евангелие, найденное в разрушенной церкви Богородицы, хранится в Афинском Национальном Историческом музее.

Самофракийские новомученики

В последующие годы на остров вернулись несколько сотен спасшихся островитян. Среди них были и обращенные в рабство и принявшие насильственно ислам. 5 из выживших и обращенных насильственно в ислам (Мануил Палогудас, Михаил Киприос, Теодорос Калакос, Георгиос Курунис и Георгиос безымянный) в 1837 г. вернулись к православной вере. В результате все 5 были переправлены турками на материк, где в селе Макри, недалеко от города Александруполис, были подвергнуты пыткам и умерщвлены. Память их почитается в воскресение Святого Фомы (Первое воскресение после Пасхи), а их останки хранятся в церкви Богородицы на Самотраки. [6].

Эпилог

Выжившие жители Самотраки с годами собрались на острове. К 1835 г. остров населяли 500 человек. К началу 20-го века остров населяли 3 тыс. человек, но коренные островитяне являются меньшинством сегодняшнего населения острова.

Остров сегодня населяют в основном переселенцы с близлежащих островов Лесбос,Имброс, Тасос, Лемнос, из Фракии и малоазийского Кидониес (Айвалык). День Самофракийского Холокоста учреждён Афинской Академией только в 1980 г. и отмечается каждое 1 сентября[7].

Примечания

  1. [Lacroix M. Louis, Iles de la Grèce, Париж 1853 глава 372.]
  2. [Жюль Верн ,Архипелаг в огне, глава 10, Кампания в Архипелаге]
  3. [wwk.kathimerini.gr/kath/7days/1997/03/23031997.pdf]
  4. [Σόφη Ν. Παπαδημητρίου «ΣΑΜΟΘΡΑΚΗ», Βραβείο της Ακαδημίας Αθηνών 1981]
  5. [Travels in Greece and Turkey, and Mediterranean.By Major Sir Grenville Temple,Bart in two volumes.London Saunders and Otley,Conduit street 1843.том 1стр 102—119]
  6. [Этнологический музей Фракии: database.emthrace.org/…/events_index.cfm?… ]
  7. [Σαμοθράκη : Ιστορία, αρχαιολογία, πολιτισμός: Πρακτικά επιστημονικού συνεδρίου Σαμοθράκης, 1 & 2 Σεπτεμβρίου 2006 / Συλλογικό έργο · 1η έκδ. — Θεσσαλονίκη : Επίκεντρο . Πρόλογος: Στράτος Δορδανάς, Θεοφάνης Μαλκίδης. ISBN 978-960-458-168-9 ]

Литература

  • Γ. Λεκάκη «Σαμοθράκη — Ιερά νήσος», εκδ. «Ερωδιός»
  • Σαμοθράκη : Ιστορία, αρχαιολογία, πολιτισμός: Πρακτικά επιστημονικού συνεδρίου Σαμοθράκης, 1 & 2 Σεπτεμβρίου 2006 / Συλλογικό έργο · 1η έκδ. — Θεσσαλονίκη : Επίκεντρο . Πρόλογος: Στράτος Δορδανάς, Θεοφάνης Μαλκίδης. ISBN 978-960-458-168-9
  • Ημερολόγιο — Λεύκωμα της Θρακικής Εστίας, Τεύχος πέμπτον, Θεσσαλονίκη 1987—1988

Самофракийская резня.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47