13-10-2023
(O) (Я)
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк | |
---|---|
Цирк на Фонтанке |
|
Прежние названия | цирк Чинизелли |
Место нахождения | Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, дом 3А |
Основан | 1877 |
Художественный руководитель | Полунин Вячеслав Иванович |
Сайт | Официальный сайт |
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Викискладе |
Большо́й Санкт-Петербу́ргский госуда́рственный цирк на Фонта́нке — цирк города Санкт-Петербурга, первый каменный стационарный цирк России, один из старейших цирков России.
В 1867 году в центре Манежной площади баварским подданным Карлом Гинне по проекту архитекторов Р. Б. Бернгардта и П. П. Мижуева было построено деревянное здание цирка. 26 декабря состоялась премьера конного представления, где выступала сестра Карла Гинне Вильгельмина, вышедшая незадолго до этого за итальянца Гаэтано Чинизелли.
В 1875 году Чинизелли получил разрешение на постройку постоянного каменного цирка в Инженерном сквере (перед южным фасадом Михайловского замка) у Симеоновского моста. На этом месте ещё с 1827 года находился цирк Турнера, приспособленный в 1828 году и для театральных представлений. Строение просуществовало до 1842 года, когда из-за ветхости его сломали[1]. Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк — первый каменный стационарный цирк Российской империи, открылся 26 декабря 1877 года. Здание построено по проекту архитектора В. А. Кенеля[1].
Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролёта (49,7 м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.
Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.
Санкт-Петербургский цирк.