08-10-2023
Юрий Сапрыкин | |
Юрий Сапрыкин на ММКВЯ-2010 |
|
Род деятельности: |
журналист |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: |
Ю́рий Генна́дьевич Сапры́кин (родился в 1973 году) — российский журналист, шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша». Известен также в качестве музыкального критика и радиоведущего.
Юрий Геннадьевич[1] Сапрыкин родился 7 февраля 1973 года в городе Новомосковске Тульской области[2][3][4]. Учился в школе № 1 этого города, окончил её в 1990 году[5][6] и продолжил обучение в Москве, в 1995 году окончив философский факультет МГУ (кафедра истории зарубежной философии)[7][2][4].
Сапрыкин писал, что подрабатывать начал ещё во время учёбы, как и многие его однокурсники[8][9]. В 1991 году он был курьером в «небольшой туристической компании», которой руководил его однокурсник Дмитрий Каменщик[9].
Одно время Сапрыкин, по собственным словам, пробовал себя в роли ночного маклера в «некоей коммерческой компьютерной сети», при этом «ни одной сделки, будь то с овсом или станками» ему «зафиксировать не удалось». Затем он «по чистой случайности» попал в рекламную газету, которая спонсировалась фирмой, торговавшей бытовой техникой: перед Сапрыкиным ставилась задача насытить издание «ярким запоминающимся контентом». Со временем оно «как-то незаметно выросло полноценное рекламное агентство» с единственным клиентом — АОЗТ «Гермес Финанс». Сапрыкину в агентстве «было поручено заниматься пиаром в прессе»: по его словам, в этом качестве он «развозил по редакциям конверты с деньгами», предназначенными для оплаты заказных публикаций. Впоследствии руководители «Гермеса» бежали из страны, скрываясь от правосудия[8][10].
Известно, что с 1994 года Сапрыкин работал ведущим, а затем до 1998 года программным директором ООО «Предприятие „Авторадио“». На одноимённой радиостанции он вёл ряд передач (в том числе детскую программу «Большая перемена», программу «Иллюзион» с музыкой из «старых добрых фильмов»)[7][2][11][12][13].
С 1999 года Сапрыкин под псевдонимом Юрий Близорукий работал «как линейный диджей», вёл передачи на «Нашем радио», в том числе «Воздух», «Красавица и чудовище» (вместе с Людмилой Стрельцовой). Кроме того, вместе с журналистом Валерием Панюшкиным он вел ток-шоу «Клиника-22». Программа начала выходить в 1999 году, «в период предвыборной борьбы», в ней обсуждались политические и социальные темы, но уже в 2000 году она была закрыта[14][15][16][7][2]. Параллельно с работой на радио Сапрыкин писал статьи для делового журнала «Компания»[17][18].
Ещё в 1999 году приятель Сапрыкина Олег Зинцов предложил ему писать про музыку в новый журнал «Афиша». Однако главному редактору издания Илье Осколкову-Ценциперу так не понравился пробный материал критика о группе «Тайм-Аут», что он, как воспоминал Сапрыкин, приказал охране не пускать его в редакцию[19]. В 2000 году ситуация изменилась и, теперь уже по приглашению сотрудничавшего с журналом Панюшкина[20], Сапрыкину, которого главред, «по счастью, уже не помнил», удалось устроиться в «Афишу»[19][7]. В том же году Сапрыкин занял пост заместителя главного редактора журнала[7][2].
В апреле 2003 года Сапрыкин стал главным редактором журнала «Афиша»[21][7][2], а Осколков-Ценципер занял пост главного редактора ИД «Афиша»[22]. В связи с переходом на новую должность Сапрыкин оставил свою работу ведущего программы «Воздух» на «Нашем радио»[21].
1 июля 2008 года Сапрыкин перешел на должность редакционного директора изданий ЗАО «Афиша Индастриз», а на место главного редактора журнала «Афиши» был назначен молодой журналист Илья Красильщик, «которому едва перевалило за двадцать»[7][2][22]. Сапрыкин объяснял кадровые перестановки тем, что журналу нужен был «интерес к новому», свойственный молодым, а также тем, что сам он «действительно устал», и ему «страшно думать, что до гробовой доски так и будешь возиться с „развлечениями Москвы“»[23].
В прессе отмечали, что с тех пор, как в сентябре 2008 года Сапрыкин написал в «Афише» колонку про хипстеров[24], за ним закрепился имидж «главного специалиста по этой молодёжной субкультуре», а «Афишу» стали называть «главным хипстерским журналом»[25][26][27][28]. При этом сам журналист утверждал, что хипстеры — это «пролетариат креативных индустрий», появление которого вызвано появлением множества «профессий, связанных с производством разнообразных, прежде всего визуальных образов», а также те, кто его представителям подражает. «…Если подходить к этому вопросу с какой-то марксистской точки зрения, то да, я хипстер», — отмечал Сапрыкин[27].
Ещё в январе 2006 года ИД «Афиша» был куплен холдингом «Проф-Медиа»[29][22]. В 2010 году холдинг начал консолидацию своих интернет-активов на базе ООО «Рамблер Интернет Холдинг», запланировав слияние «Афиши» и «Рамблера». В январе 2011 года Федеральная антимонопольная служба разрешила «Рамблер Интернет Холдинг» выкупить 100 процентов акций ООО «Компания „Афиша“», где в тот период работал Сапрыкин[30][31]. 18 марта 2011 года Сапрыкина был назначен главным редактором интернет-проекта Slon.ru. На этом посту Сапрыкин сменил Леонида Бершидского. Незадолго до назначения Сапрыкина в прессе появились сведения, что генеральным директором «Слона» станет пришедший из журнала Forbes Максим Кашулинский[7][32][2][17]. В «Слоне» Кашулинскому и Сапрыкину предстояло провести большие перемены, в частности, издание меняло формат: если раньше журналисты работали удалённо, то с весны 2011 года они были обязаны работать из офиса[33][17]. Однако уже в августе 2011 года стало известно, что с 1 сентября Сапрыкин покинет Slon.ru[34][35]. В «Слоне» он проработал «всего 160 дней, и это включая праздники и выходные»[33]. Сапрыкин отрицал, что уход из проекта как-то связан с конфликтами внутри редакции или с владелицей сайта Натальей Синдеевой. По его словам, это решение было принято в связи с переходом в объединённую компанию «Рамблер-Афиша», где он должен был стать шеф-редактором. «Мне сделали предложение, от которого невозможно отказаться», — объяснял он. В Slon.ru для Сапрыкина создали «специальную должность» редактора-консультанта, чтобы тот смог закончить начатые им проекты[34][35].
С мая 2013 ведет авторскую колонку в журнале GQ[36].
В конце 2011 года — начале 2012 года Сапрыкин выступил членом оргкомитета митингов «За честные выборы» на Болотной площади и на проспекте Академика Сахарова[37][38][39]. В прессе отмечалось, что организация митингов, в том числе — в части установки звука и обеспечения трансляции на большом экране — во многом была возложена на Сапрыкина и людей из его команды, поскольку он имел опыт проведения массовых мероприятий («Афиша» каждый год организовывала «Пикник „Афиши“» — музыкальный фестиваль на открытом воздухе)[40][39][41].
В мае 2012 года в Москве прошёл «Марш миллионов» — оппозиционное шествие, которое привело, в итоге, к столкновениям с полицией[42][43]. Сапрыкин, учитывая напряжённые отношения между организаторами акции, по собственным словам, предпочёл «даже не входить» в её оргкомитет. Прошедший «Марш миллионов» он, по сведениям СМИ, назвал «запоздалым и неэффективным мероприятием»[44][45]. Тем не менее перед следующим митингом 12 июня Сапрыкин участвовал в переговорах между организаторами, которым в итоге удалось сформировать единую рабочую группу дня протестных действий, и на само мероприятие пришёл[46][47][48][49].
13 июля 2012 года Сапрыкин и другие журналисты организовали пикет у здания Государственной думы, протестуя против принятия закона о возвращении в Уголовный кодекс РФ статьи о клевете, отменённой в декабре 2011 года, и вводившего за неё большие штрафы[50][51].
Сапрыкин женат на Алине Сапрыкиной (до замужества Ищенко), арт-директоре центра дизайна Artplay. У них есть сын Михаил, а также дочь[52][53]. Упоминал журналист и о своём старшем брате[54].
Сапрыкин, Юрий Геннадьевич.