Саткарья-вада

12-10-2023

Саткарья-вада (санскр. सत्कार्यवाद, satkāryavāda IAST, «учение о предсуществовании следствия [в причине]») — теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие заключено в причине[1]. Согласно этой модели, следствие не возникает из ничего, а переходит из непроявленного в проявленное состояние.

Саткарья-вада имеет две разновидности, называемые паринама-вада и виварта-вада[2]. Паринама-вада утверждает, что следствие представляет собой реальную трансформацию (паринама) причины. Например, растительное масло появляется в результате выжимки семян, а горшок появляется в результате манипуляций гончара с глиной при помощи его орудий[3]. Такой подход разделяется классической санкхьей, вишишта-адвайтой Рамануджи, мимансой и йогой. Виварта-вада объявляет следствие иллюзорным проявлением (виварта) причины. Это подобно тому, как восприятие верёвки как змеи не означает действительного превращения верёвки в змею. Виварта-вада разделяется махаяной и адвайта-ведантой Шанкары.

В Санкхья-карике Ишваракришна формулирует основное положение саткарья-вады следующим образом (шлока 9):

Ввиду непроизводимости не-сущего, подборки материала, невозникновения всего [из всего], возможности произвести [только] возможное, [наличия] бытия причины [у следствия] следствие [пред]существует[4].

В. К. Шохин указывает, что Ишваракришна систематизировал доказательства ряда важнейших онтологических теорий путём соположения пяти обоснований саткарья-вады[5]:

  1. то, чего нет, нельзя произвести;
  2. для получения определённого продукта необходимо заготовить специальный материал;
  3. всё не создают из всего;
  4. для любой производительной потенции существуют ограничения относительно её «компетентности»;
  5. следствие имеет ту же природу, что и его причина.

Саткарья-вада является одной из трёх моделей в индийской философии, которые описывают отношения между причиной и следствием[6]. Её противоположность — асаткарья-вада, согласно которой следствие не содержится в причине. Этой доктрины придерживаются ньяя, вайшешика, хинаяна, материалистические системы и, отчасти, миманса. Третья доктрина известна под названиями садасаткарья-вада и анеканта-вада. Согласно анеканта-ваде, следствие одновременно и существует, и не существует в причине. Это зависит от того, кто и под каким углом зрения рассматривает данную проблему. Анеканта-вада является общепринятой доктриной в джайнизме. К ней близка философия основателя одной из школ мимансы по имени Кумарила-бхатта.

См. также

Примечания

  1. Интернет-версия статьи
  2. Циборан Л. Философия йоги. Попытка новой интерпретации (Пуруша как субъектное бытие в «Йогасутрах»). Варшава: Государственное научное издательство, 1972 К.: Самиздат, 1977; PSYLIB, 2004.
  3. Древняя индийская философия. Перевод с английского под редакцией В. И. Кальянова. Москва: Издательство иностранной литературы, 1954.
  4. Лунный свет Санкхьи. Санкхья-карика (Ишваракришна), Санкхья-карика-бхашья (Гаудапада), Таттва-каумуди (Вачаспати Мишра) (Серия «Ex Oriente Lux»). Москва: Ладомир, 1995. ISBN 5-86218-129-6
  5. Сутры философии санкхьи (Серия «Ex Oriente Lux»). Москва: Ладомир, Янус-К, 1997. 364 стр.
  6. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism. Volume one. A-M. The Rosen Publishing Group. New York, 2002. ISBN: 0-8239-3179-X

Саткарья-вада.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47