Сигизмунд Александрович Леваневский

13-08-2023

Сигизмунд Александрович Леваневский
польск. Zygmunt Aleksandrowicz Lewoniewski
Дата рождения

15 мая 1902(1902-05-15)

Место рождения

Санкт-Петербург,
Российская империя

Дата смерти

пропал без вести 13 августа 1937

Место смерти

неизвестно

Принадлежность

 СССР

Род войск

пехота (до 1925)
авиация1925)

Годы службы

19171930

Сражения/войны

Октябрьская революция
Гражданская война в России

Награды и премии

Сигизму́нд Алекса́ндрович Леване́вский (польск. Zygmunt Lewoniewski, 19021937) — советский лётчик, совершивший нескольких сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин», один из первых Героев Советского Союза (1934).

Содержание

Биография

Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской семье (его брат Юзеф Леваневский (Józef Lewoniewski, 1899—1933) вернулся в Польшу и стал польским лётчикoм). Принял участие в Октябрьской революции 1917 года на стороне большевиков, позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года.

В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации и стал военным лётчиком. В 1930 году был отправлен в запас.

С 1933 года — лётчик в Главсевморпути, совершил несколько сверхдальних перелётов. 20 июля 1933 года он отвёз на Аляску из Анадыря американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелёта, и был впоследствии доставлен в Анадырь нашедшими его местными жителями — чукчами.

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что получил звание Героя Советского Союза. По причине аварии самолёта в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву[1].

В 1934 году вступил в ВКП(б).

В августе 1935 года планировался перелёт С. А. Леваневского, Г. Ф. Байдукова и В. И. Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, но был прерван из-за неисправности. К этому перелёту была выпущена марка (см. Леваневский с надпечаткой).

В 1936 году он совершил перелёт из Москвы в Сан-Франциско (США), преодолев 19 000 километров.

Последний перелёт

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.

Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.

Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Версии

Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из них не нашла документального подтверждения.

По одной из них, самолёт долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, похожий на летящую моторную лодку. Американскими лётчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно.

По другой, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт уклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль (или Себян-Кюель; ныне Кобяйский улус Якутии), где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили могилу с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро, но ни могилы, ни самолёта на дне озера найти не удалось. Люди же, видевшие могилу, к этому времени все умерли. Одним из организаторов (заместитель начальника экспедиции в 1982 году, один из двух руководителей в 1986 году[2]) был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.

1 февраля 2013 г. экспедиция Русского Географического общества обнаружила на Ямале обломки, которые могли принадлежать самолету H-209 Леваневского:[3]

«Считается, что этот самолёт пропал в Якутии. Якутию всю перерыли, но самолёт не нашли. На самом деле, самолёт мог изменить маршрут, поэтому возможно, что найденный на Ямале самолёт – тот самый.» (зампред ноябрьского отделения РГО Андрей Фандюшин)

Память

Литература

  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику)

Ссылки

  • Сводка материалов из разных источников по последнему полёту Леваневского
  • Хроники поисковой экспедиции к месту возможной гибели Н-209
  • Книга М. А. Маслова «Поиски Леваневского» на портале «Кунцево онлайн»

Примечания

  1. Леваневский С. А. Моя стихия // В сборнике «Как мы спасали челюскинцев». — М.: Издание редакции «Правды», 1934. — С. 113—145.
  2. Костарев Е. Ю. «Тайна третьего перелёта, или цейтнот Леваневского». Часть 3
  3. http://www.nr2.ru/yamal_ugra/422625.html

Ссылки

 Леваневский, Сигизмунд Александрович на сайте «Герои страны»

Сигизмунд Александрович Леваневский.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47