17-05-2023
Сирийский экспресс — сложившееся в российских СМИ название для регулярных походов российских десантных кораблей в Сирию через Средиземное море. Целью этих походов, согласно наиболее распространенной версии, является поставка вооружений и амуниции для Вооруженных Сил Сирии[1][2]. Согласно официальным данным, корабли перевозят некий «специальный груз»[3]. Выбор именно десантных кораблей базируется на невозможности задержать и досмотреть их третьими странами.
В начале 2011 года в Сирийской арабской республике вспыхнули массовые беспорядки, постепенно переросшие в восстание. Восставшие консолидировали против центрального правительства разнородные силы — дезертировавшие подразделения сирийской армии, исламистов различной степени радикальности. Попытки мирного урегулирования не принесли значимых результатов и уже к 2012 году в стране де-факто велась гражданская война, в ходе которой сирийская военная инфраструктура понесла значимые потери — захватывались арсеналы и целые военные базы, что потребовало иностранной военной помощи.
11 января 2012 судно Chariot под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины, принадлежащее компании Westberg Ltd., было досмотрено в кипрском порту Лимассол на пути из Санкт-Петербурга в сирийский порт Латакия. Сообщается, что на борту Chariot находились патроны. Несмотря на введённое Евросоюзом эмбарго на поставки оружия в Сирию, власти Кипра позволили Chariot продолжить путь с условием, что судно изменит маршрут. Они ожидали, что Chariot направится в Турцию. Однако затем власти Турции объявили, что судно прибыло в сирийский порт Тартус, где расположена российская военно-морская база и при этом с него были сняты приборы, распространяющие сигналы о местонахождении судна. По этому поводу власти США обратились к властям России с просьбой разъяснить характер перевозимого груза[4].
В блогах нередко указывается на схожесть с Токийским экспрессом контр-адмирала Танаки на Гуадалканале, использовавшим изначально неприспособленные для перевозки военных грузов корабли — эскадренные миноносцы. С их помощью японцам удалось создать в 1942 году паритет сил с силами союзников.
Первое упоминание термина «сирийский экспресс» встречается в 2012 году, обозреватель сайта Однако.org отмечает, что такое название было дано моряками.[5] Постепенно термин распространился в СМИ и блогах, нередко обозначая поставки оружия в целом. «Экспресс» в словосочетании означает «скоростной поезд», что связано с высокой частотой рейсов и сжатыми сроками походов.
За пределами Рунета термин распространен слабо, но встречается[6].
Согласно официальной позиции представителей «Рособоронэкспорта», поставки в Сирию не нарушают ни одну из международных санкций[2]
Большие десантные корабли приходят с мест своего базирования (на начало 2014 года в походах участвовали десантные корабли Северного, Черноморского и Балтийского флотов) в Новороссийскую военно-морскую базу, где загружаются грузом — предположительно, военного назначения, после чего идут через Черноморские проливы, Эгейское и Средиземное море к берегам Сирии, после чего разгружаются на российском пункте снабжения в Тартусе. Ряд кораблей прибыли в Чёрное море, проведя по пути учения вместе с сопровождавшими их кораблями ВМФ РФ — так, «Ямал» и «Георгий Победоносец» провели в 2013 году совместные учения совместно с крейсером «Петр Великий» в районе Кипра[7].
По оценке издания «Взгляд», подобные поставки будут иметь место и в будущем [1].
Сирийский экспресс.