25-05-2023
Скифо-сибирский мир (культурно-историческая общность) Ранний железный век | ||||
---|---|---|---|---|
Украшение в виде оленя, выполненное в скифо-сибирском зверином стиле (VII—VI вв. до н. э., Казахстан). | ||||
В составе | пазырыкская, савроматская, сако-массагетского круга культуры, скифская, тагарская, уюкская (алды-бельская и саглынская) и др. | |||
Географический регион | Центральная Евразия | |||
Локализация | от Нижнего Подунавья до Прибайкалья и Монголии | |||
Датировка | 1-е тыс. до н. э. (более узкие рамки VII—III вв. до н. э.) | |||
Носители | ираноязычные европеоиды (иногда с элементами монголоидности) | |||
Тип хозяйства | кочевничество-скотоводство | |||
Преемственность | ||||
|
||||
Медиафайлы на Викискладе |
Ски́фо-сиби́рский мир (иногда cкифо-сакский, cкифский мир/круг и прочееархеологии для культурно-исторической общности, памятники которой распространены в степной, части лесостепной и предгорной зонах Центральной Евразии (от Нижнего Подунавья до Прибайкалья и Монголии). Включал ряд археологических культур , в основном объединяемых наличием трёх комплексов вещей, имеющих свою специфику (так называемой скифской триадой) . Вероятное место формирования — Центральная Азия , время существования — 1-е тыс. до н. э., данный период в евразийских степях принято называть cкифской эпохой .
) — условное название, принятое вПредставители скифо-сибирского мира — ираноязычные европеоиды, иногда с элементами монголоидности . Большинство являлось кочевниками-скотоводами, небольшая часть населения в лесостепи — оседлые скотоводы-охотники и скотоводы-земледельцы. В степях Евразии с культурами скифо-сибирского мира связывают наступление Раннего железного века; имели контакты с Древней Грецией, Китаем, Передним Востоком и другими .
Название cкифо-сибирский мир связано с географическим распространением этой культурно-исторической общности, на западе ограниченной территорией наиболее известных её племён — скифов, а на востоке охватывающей часть региона Сибирь. Также в литературе иногда используют называют cкифо-сакский мир, добавляя другую восточную границу распространения — Центральную Азию, где обитали племена, именуемые собирательным экзоэтнонимом саки. Встречается и короткое название — просто cкифский мир. Со словом мир некоторые авторы параллельно употребляют значение круг, например, cкифо-сибирский круг археологических культур или памятников. Также синонимичным названием является термин Скифия в широком значении топонима или Скифо-сибирская историко-культурная область[1][2]. Также присутствует в литературе термин скифоидные культуры[3].
Ряд исследователей разделяет скифо-сибирский мир на несколько историко-культурных областей (провинций), со своими особенностями и хронологией[4][2]:
В 2008 году исследователем Л. В. Баньковским была предложена схема разделения скифо-сибирского мира на основе групп и подгрупп памятников, а также региональных водоразделов[6]:
Культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии. На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне проживали представители культур, имевших иную основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в керамике и другом инвентаре, но тем не менее, показывавшие достаточное влияние культур скифского мира. Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что их инвентарь фактически ничем не отличался от скифского. К ним можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую и ананьинскую культуры на периферии земель скифов, на юге — культуры скифского времени Узбекистана, на востоке — культура скифского времени Забайкалья[7]. Отдельно стоит отметить культуры со специфическим обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем, в которых, однако, также ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, металлического инвентаря. Это саргатская культура в Барабе, большереченская на Оби, культуры Красноярско-Канского района и Южного Приангарья[7].
Археологических культуры скифо-сибирского мира, в основном, объединяются наличием трёх комплексов вещей, имеющих свою специфику (так называемой, скифской триадой)[8][2]:
Также, среди предметов материальной культуры скифо-сибирского мира присутствуют определённые типы бронзовых литых котлов, зеркала, навершия и прочее.
Из искусственных сооружений обнаружены каменные бабы, оленные камни и «царские» курганы[2].
В каждом отдельном регионе скифо-сибирского мира могли иметься и своеобразные отличия или вариации скифской триады, что было связано с конкретными историческими и природными условиями для каждого конкретного этноса или группы этносов[4]. В археологии с XIX века эталонными для скифо-сибирского мира приняты памятники Северного Причерноморья[2].
Возникновению скифо-сибирского мира предшествовала аридизация степной полосы Евразии в конце 2-го — начале 1-го тыс. до н. э. Факторы изменения были климатические, но не исключаются и антропогенные — сокращение растительности в результате перенаселённости и нерационального использования степных ландшафтов. Основная система хозяйствования — скотоводческо-земледельческая, оседлая, либо предполагавшая ограниченную мобильность, постепенно эволюционировала в экстенсивное кочевое скотоводство, с возможностью масштабных и быстрых переселений[9].
Скифо-сибирский мир сформировался на генетической основе культур восходящих к срубной и андроновской культурно-историческим общностям (эпоха поздней бронзы)[4]. Также формирование культур скифо-сибирского мира предположительно связывают с Центральной Азией, в частности, с уюкскими курганами Аржан (долина реки Уюк, отрогов Западного Саяна) и другими подобными памятниками[2]. Археологический памятник Аржан включает несколько курганов, возможно IX—VII вв. до н. э., здесь найдены массовые захоронения людей и лошадей (например, в первом кургане захоронено 17 человек и более 160 лошадей, в том числе «царь» и «царица» в гробах-колодах), предметов вооружения, конской упряжи и украшений, характерных для начала скифской эпохи[10].
Согласно Геродоту, скифы обитали в Северном Причерноморье от Дуная до Дона. Однако сходные археологические находки прослеживаются далеко на восток вплоть до Китая (Синьцзян, Ордос)[11] и российской Тувы[12][13], включая территории Казахстана и Киргизии[14], а также российского Алтая, Южного Урала[15] и Северного Кавказа[16].
На севере артефакты скифского круга найдены на территориях Белгородской[17], Воронежской[18], Тамбовской[19] и Тюменской области[20].
Примерное время существования культур скифо-сибирского мира — 1-е тыс. до н. э.[2], более узкие рамки, обозначаемые некоторыми исследователями — VII—III вв. до н. э. (при этом, согласно этим же учёным, ряд культур уже сформировались к концу VIII — началу VII вв. до н. э.)[21]. Этот период в евразийских степях от Нижнего Подунавья до Прибайкалья и Монголии принято называть cкифской эпохой. Сменивший период исследователи условно называют сарматской или сармато-гуннской эпохой[22].
Представители скифо-сибирского мира являлись ираноязычными европеоидами, иногда с элементами монголоидности. Практиковали захоронения по обряду трупоположения под курганами[23]. После исчезновения этой культурно-исторической общности на степном пространстве Евразии сложились генетически связанные с ними культуры кочевников-скотоводов, в основном под властью сарматских и хуннских (раннегунских) племён[24].
Представители скифо-сибирских культур по всей евразийской степи являлись кочевниками-скотоводами, они разводили лошадей, мелкий и крупный рогатый скот, основу их питания составляла мясная и молочная пища, долговременные поселения отсутствовали, жили, в основном, в переносных шатрах и кибитках[22]. Небольшая часть заселяла лесостепь, где существовали скифо-сибирские племена с другим типом хозяйствования — оседлые скотоводы-охотники или скотоводы-земледельцы, например, некоторые территории в Восточной Европе и Минусинской котловине (тагарская культура)[25]. Важнейшая хозяйственная характеристика скифской эпохи — распространение технологии железообработки. В культурах скифо-сибирского круга этот процесс шёл от Северного Причерноморья и Северного Кавказа (очаги обработки железа) на восток — на Урал и в Сибирь, таким образом знаменуя приход на эти территории Раннего железного века[26].
Культуры скифо-сибирского мира оказывали влияние на своих соседей и, наоборот, подвергались культурному воздействию окружавших их народов. Военно-политические и экономические контакты связывали носителей скифо-сибирского мира с цивилизациями Древней Греции, Китая, Переднего Востока и другими. Достаточно изучено проникновение скифской материальной культуры на Запад — её следы прослеживаются у иллирийцев и фракийцев, в Центральной Европе (в лужицкой культуре[27] и других), а также в культурах Среднедунайской низменности (территории современных Болгарии, Венгрии[28], Сербии[29], Словакии[30], Румынии[31] и других)[2].
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. |
Скифо-сибирский мир.