Скобелевский комитет

07-06-2023

Скобелевский комитет
Скобелевский комитет попечения о раненых
Административный центр
Страна происхождения Российская империя
Основатели княгиня Н. Д. Белосельская-Белозерская
Руководители
Председатель комитета Д. Г. Щербачёв
Основание
Дата основания 29.11.1904
Ликвидация
15.04.1918
Материнская организация Николаевская академия Генерального штаба
Медиафайлы на Викискладе

Скóбелевский комитéт (также Скóбелевский комитéт увéчным вóинам) — российская общественная организация, созданная для благотворительных целей при Николаевской академии Генерального штаба в 1904 году, в разгар Русско-японской войны. Со временем деятельность комитета обрела немалую просветительскую составляющую, а её военно-кинематографический отдел до 1916 года обладал исключительно монопольным правом производить документальные съёмки на фронтах Первой мировой войны.
Пережив три русские революции, комитет был ликвидирован при Советской власти в апреле 1918 года.

Создание

Скобелевский комитет помощи увечным воинам был создан в связи с Русско-японской войной в ноябре 1904 года в Санкт-Петербурге по инициативе сестры генерал-адъютанта М. Д. Скобелева, княгини Н. Д. Белосельской-Белозерской[комм. 1] и с самого начала находился под высочайшим покровительством императора Николая II[2].

Княгиня Н. Д. Белосельская-Белозерская, 1903

Фактически, Николай II одобрил образование комитета раньше — 15 апреля 1904 года[3]. Первый устав утвердили 16 июня 1905 года, согласно ему полное название было «Комитет имени генерал-адъютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий больным и раненым воинам»[4][комм. 2].

Его целями были сбор денежных пожертвований для выплаты пособий раненым и больным воинам, а также назначение пенсий военным нижних чинов, лишившихся трудоспособности в ходе боевых действий[6]. Первоначально комитет находился в ведении Министерства внутренних дел. Совет комитета, его основной орган управления, состоял из выбранной пожизненно председательницы — княгини Н. Д. Белосельской-Белозерской и шести членов — военных деятелей России. Фактическим председателем комитета являлся товарищ председательницы начальник Николаевской академии Генерального штаба генерал-лейтенант Д. Г. Щербачёв[7]. Комитет располагался в одном с академией здании на Суворовском проспекте, 32б[8].

Деятельность

В первое десятилетие комитет существовал в основном как благотворительное учреждение[7]. Его основной задачей был сбор средств путем добровольных пожертвований. В находящиеся по всей стране сеть отделений привлекались ежегодные денежные взносы лиц всех сословий, кружечные и всякого рода другие сборы[9].

В 1908—1910 годах комитет участвовал в организационных мероприятиях и сборе средств для возведения монумента генералу Скобелеву в Москве[10]. В 1909—1911 годах для устройства инвалидных домов комитету было пожертвовано несколько крупных усадеб в Минской, Черниговской и Симбирской губерниях. Благотворительные вечера с балами-аукционами устраивались и далеко за пределами Санкт-Петербурга и Москвы[9].

В 1909 году был учреждён знак Скобелевского комитета в двух степенях — золотой и серебряный. Знаки присуждались оказавшим особые заслуги комитету лицам по баллотировке большинства Совета комитета в 3/4 голосов. Право ношения знака 1-й степени также давалось почётным членам комитета[комм. 3], членам-учредителям, председательнице и товарищу председательницы. Знак 2-й степени — председателям местных отделений и членам Совета комитета. Право на ношение знака являлось пожизненным[12][13].

Идеологически организация отличалась верностью монархическому строю[7]. По состоянии на 1910 год в Совет комитета входили: генерал от инфантерии А. Д. Свиньин, генерал-лейтенант А. Н. Маслов, полковник, флигер-адъютант П. П. Скоропадский, профессор Николаевской академии Генерального штаба А. К. Байов, протоиерей Г. И. Шавельский[7].

К началу Первой мировой войны комитет из ведения Министерства внутренних дел перешёл к Военному министерству[7].

Почтовые открытки, выпущенные Скобелевским комитетом в разные годы

С 1914—1915 годов коммерческие интересы комитета нашли отражение и в широкой просветительной деятельности, для этой цели были созданы военно-кинематографический, издательский, граммофонный и другие отделы[9]. Под маркой комитета в продажу поступали серии изобразительных почтовых открыток (художники Г. И. Георгиев, Н. С. Самокиш, А. С. Першин, В. Н. Михайлов-Северный)[14], издавались фотоальбомы[15][16]. Публикации комитета выходили в газетах и журналах «Кино-газета», «Московский вечерний час», «Проэктор», «Русский инвалид», «Свободный журнал», «Сине-фоно», «Известия Московского Совета»[1].

Помимо производства собственных кинофильмов, комитет прокатывал военные фильмы, снятые во Франции, Великобритании, и нередко выпускал их русские варианты[17].

В результате реорганизации после Февральской революции комитет из монархического стал эсеро-меньшевистским[комм. 4]. В марте 1917 года дела от подполковника Я. П. Левошко принял назначенный управляющим делами комитета подпоручик В. И. Дементьев[комм. 5]. Московское отделение комитета возглавил В. М. Бреннер[22]. В апреле 1917 года мандат от Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов на представительство в комитете получил Г. М. Болтянский[18].

Постановлением Временного правительства с июня 1917 года комитет находился под опёкой Министерства государственного призрения, в конце июля просветительный отдел вновь отошёл Военному министерству[23]. После разделения имущества комитета на благотворительный и просветительный отделы, последний стал именоваться Скобелевским просветительным комитетом и перешёл в ведение Министерства народного просвещения[9].

По новому уставу, принятому на общих собраниях сотрудников в Петрограде и Москве в декабре 1917 года, правление комитета стало выборным[24]. Главнейшей задачей комитета становилось «распространение знаний в широких народных массах Российской республики и поднятие культурного их уровня, вместе с развитием художественного вкуса»[25]. Эти задачи ложились на три основных отдела комитета: издательский, просветительно-научный и кинематографический[24].

Военно-кинематографический отдел

По поручению Военного министерства комитет осуществлял документальные съёмки военно-образовательного и воспитательного содержания ещё до образования профильного отдела[26]. Для заложенной в 1913 году в Царском Селе Палаты-хранилища собрания «Войны России» (впоследствии — Государева Ратная палата) были выпущены фильмы «Гимнастика на машинах», «Конская езда г.г. офицеров»[1]. Отдельные показы проходили в присутствии императора Николая II[27]. К моменту официального открытия военно-кинематографического отдела в марте 1914 года фильмов о состоянии войск, строевой службе, военном быте было произведено уже не менее шести[28][комм. 6]. По воспоминаниям комиссара Скобелевского комитета Михаила Кресина, идея создания киноотдела в 1913 году принадлежала штабс-капитану Н. Д. Селивановичу (1882—1915)[30] (в других источниках — Селиванов[27]). Помимо кинохроникальных фильмов также снимались драмы и комедии на военные темы[11][31].

Кадр из фильма «Гимнастика на машинах», 1913

Поскольку на первых порах комитет не располагал собственной технической базой, его фильмы печатались в чужих лабораториях и после отдавались в прокат другим фирмам, — этим объясняется отсутствие единообразия в их техническом оформлении, а также наличие фабричных марок прокатчиков в заголовках[32]. Собственное киноателье вскоре появилось в Москве на Верхней Масловке[33], а кинолаборатория — в Петрограде[26][33] — комитет выкупал у кинопредпринимателей принадлежавшие им здания вместе с оборудованием. Руководство отдела оставалось в Петрограде, перебравшись в 1915 году на Николаевскую улицу, 8[8].

Из-за начавшейся Первой мировой войны закрылись границы, остановился импорт иностранной кинопродукции — это поспособствовало быстрому развитию собственной кинопромышленности[34]. Возрос и интерес зрителей к кинохронике как источнику информации о войне, изменившей жизнь всей страны в целом и буквально каждой семьи в отдельности. Многие крупные кинопредприниматели захотели производить съёмки в действующей армии на фронте. Первым с ходатайством направить своих операторов обратился Дранков, за ним аналогичные просьбы последовали от Торгового дома Ханжонкова, Пате́ и Гомо́н, но никому из них получить разрешение не удалось[35]. Воспользовавшись покровительством царя, комитет получил монополию на производство кинохроники военных действий — к съёмкам теперь допускались только находившиеся у него на службе кинооператоры[36][37]. Приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандующего к отделу были прикомандированы Георг Эрколь[38], Александр Ягельский, Николай Топорков[39], Янис Доред, Пётр Новицкий, Пётр Ермолов, Станислав Зебель[40][41]. Военную цензуру при проведении съёмок на театре военных действий осуществляли специально выделенные офицеры[36][42].

«Открытие Тавризской железной дороги» (1914)

Скобелевский комитет на все фронты разослал операторов. Операторы переносили все тяготы фронтовой жизни, работали под огнём противника и дали немало образцов хороших хроникальных фильм («Падение Перемышля», «Взятие Эрзерума», «Осада Львова» и т. п.)

Александр Медведкин, из анализа кинохроники Скобелевского комитета, 1927[43]

Хроникальная и игровая кинопродукция военной поры отличалась идеологической ангажированностью и в основном содержала монархический и милитаристский дух[44][комм. 7]. Кроме фильмов с начала войны по 1915 год регулярно выходили выпуски «Русской военной хроники» (не менее 21 выпуска)[46][47].

Незадолго до окончания монополии комитета, просуществовавшей до конца 1916 года, отдел усилили прикомандированием группы кинематографистов, в числе которых были Александр Лемберг, Владислав Старевич[42], Александр Левицкий[33], Борис Михин, Александр Иванов-Гай[41], фоторепортёр Александр Дорн.

По инициативе Г. М. Болтянского в конце марта 1917 года был организован отдел социальной хроники, занимавшийся съёмками важнейших общественных событий в среде рабочего класса, сам Болтянский стал его заведующим[18]. К июлю был дополнительно организован отдел народного кинематографа, его представителем был О. О. Лавцевич, и отдел цветной фотографии под руководством К. Ф. Коняева[48].

Отголоском серии забастовок, охватившей более двух десятков разных кинопредприятий обеих столиц весной — летом 1917 года, стала августовская забастовка внешне благотворительного, по существу государственного[комм. 8] киноотдела в Петрограде, в ней приняли участие 250 человек. Требованиями были: прибавка жалования, введение в правление представителей рабочих и служащих, контроль над финансовыми операциями, приём и увольнение рабочей силы. Бастующие были жёстко подавлены управделами комитета В. И. Дементьевым[49]. Основная часть съёмок революционных событий с июля по октябрь 1917 года предназначалась для собственного киножурнала комитета «Свободная Россия», всего успели выйти 13 номеров[46][50][комм. 9].

В студии экранного искусства при комитете устраивались лекции, одним из выступивших здесь в начале 1918 года был В. Э. Мейерхольд[52].

Кинофильмы

  • 1913 — Гимнастика на машинах (документальный)[53]
  • 1913 — Конская езда г.г. офицеров (документальный)[53]
  • 1913 — Лейб-гвардии Сапёрный батальон. Июля 8 дня 1913 года (документальный)[54]
  • 1913 — Наводка моста через Неву (документальный)[54]
  • 1913 — Наводка мостов (документальный)[53]
  • 1913 — Прожекторная станция (документальный)[53]
  • 1913 — Редут и способы преодоления проволочных заграждений (документальный)[53]
  • 1913 — Ротное учение (документальный)[53]
  • 1913 — Смена караула лейб-гвардии Павловского военного училища (документальный)[комм. 10]
  • 1914 — Открытие Тавризской железной дороги (документальный)
  • 1914 — Подвиг рядового Василия Рябова (не сохранился)
  • 1915 — Бой под Барановичами (документальный)[55]
  • 1915 — Кавказская туземная дивизия. Молитва перед боем (документальный)[55]
  • 1915 — Лилия Бельгии
  • 1915 — Обстрел Керасунда и Орду. Приморский район (документальный)[55]
  • 1915 — Падение Перемышля
  • 1916 — Бог правду видит, да не скоро скажет
  • 1916 — В лагере турецких военнопленных на острове Нарген (Каспийское море) (документальный)[56]
  • 1916 — Великие битвы великой войны
  • 1916 — Вторая Отечественная война 1914—1915 гг. (документальный)[44]
  • 1916 — Галицийский прорыв. (Боевые действия армии генерала Щербачёва)
  • 1916 — Генерал-адьютант А. А. Брусилов, Главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта, одержавший блестящие победы в в начатом им с 22 мая с. г. наступлении на Австрию
  • 1916 — Генерал-адьютант А. А. Брусилов, его штаб и пленные, взятые в последних боях
  • 1916 — Дамы курорта не боятся даже чёрта / Женщины курорта не боятся даже чёрта
  • 1916 — На варшавском тракте (не сохранился)
  • 1916 — Наши враги у нас в плену[57]
  • 1916 — Под русским знаменем (документальный)[44]
  • 1916 — Полёты над завоёванной землёй в Анатолии (документальный)[56]
  • 1916 — Тамань (не сохранился)
  • 1916 — Штурм и взятие Эрзерума
  • 1917 — 1-е мая всемирный праздник труда и братства народов в Кронштадте[58]
  • 1917 — 1-е мая Всемирный праздник труда и братства народов (Петроград)[58]
  • 1917 — В дни мирных переговоров на фронте[59]
  • 1917 — Великие дни революции в Москве (28 февраля — 4 марта 1917 г.) (документальный)[60]
  • 1917 — Государственное совещание в Москве 12—15 августа 1917 г. (документальный)[61]
  • 1917 — Манифестация 18-го июня[58]
  • 1917 — Похороны жертв революции (3 серии)[58]
  • 1917 — Товарищь Елена / Елена Чернецкая
  • 1917 — Царь Николай II, самодержец Всероссийский[62]
  • 1918 — Красная Финляндия (частично сохранился)[58]

Количество произведённых комитетом фильмов до сих пор даже приблизительно не подсчитаны[28].

Ликвидация

В декабре 1917 года комитет получил автономию и был переименован в Скобелевский просветительный комитет[58].

На заседании Государственной комиссии по просвещению, проходившем 19 марта 1918 года под председательством Н. К. Крупской, было принято решение о передаче комитета Наркомпросу РСФСР и о национализации его киноотдела (других отделов это тогда не коснулось). Наконец, 15 апреля 1918 года комитет был окончательно ликвидирован, а его имущество и капиталы вскоре национализированы[58][63].

Вдогонку, летом 1918 года постановлением Наркомпроса многие фривольные картины комитета было запрещены к демонстрации. В их числе оказались: «Дамы курорта не боятся даже чёрта»[комм. 11], «Любовнику не повезло», «Ревнивая собака», «Тёмные души»[65].

Национализированное в первые месяцы после Октябрьского переворота техническое оборудование и лаборатория комитета послужили основной материальной базы первых советских киноучреждений. Движимое и недвижимое имущество в Петрограде достались созданному Петроградскому кинокомитету северных коммун («Киносев»)[8] во главе с Д. И. Лещенко. На базе Московского филиала создали Всероссийский фото-кино комитет (ВФКК), в дальнейшем отдел (ВФКО) — при Наркомпросе[66]. Операторы, режиссёры, технический персонал, принявшие революцию, в дальнейшем составили кадровый костяк советской кинематографии.

Комментарии

  1. Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская, урожд. Скобелева (1846(7)—1920) — супруга крупного нефтяника Т. Ф. Белосельского-Белозерского, одного из акционеров фирмы «Биофильм»[1].
  2. Согласно раннее опубликованным исследованиям историка кино В. С. Росоловской датой высочайше утверждённого Устава комитета считалось 29 февраля 1909 года[5].
  3. В числе почётных членов комитета были В. Н. Коковцов, Д. А. Милютин, А. А. Поливанов, П. А. Столыпин, В. А. Сухомлинов, В. Б. Фредерикс[11].
  4. Реорганизация Скобелевского комитета проходила под контролем Исполнительного комитета Петроградского и Московского Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство в которых имели эсеры и меньшевики[18].
  5. В. И. Дементьев, будучи сотрудником военного министерства, в 1915 году издал брошюру «Кинематограф, как правительственная регалия», в которой выступал за превращение кинематографии в государственную монополию[19]. Советский историк кино Ванда Росоловская характеризует его как «представителя мракобесия и монархической реакции в кинематографии»[20].

    В брошюре Дементьева погромная агитация замечательно тесно сплетается с национал-шовинизмом и дряхлыми славянофильскими идеями о самобытности «русской культуры» и «русского самосознания», порабощённых германским рационализмом.Ванда Росоловская, «Русская кинематография в 1917 г.» 1937[21]

  6. По изысканиям РГАКФД последних лет удалось установить, что к середине лета 1913 года Скобелевским комитетом было произведено не менее восьми документальных фильмов[29].
  7. В рукописи о кинодеятельности Скобелевского комитета Г. М. Болтянский приводит ряд фильмов о военных успехах под руководством российского самодержца: «Царь в завоёванном крае», «Знамёна победные шумят», «Под русским знаменем» и другие[45].
  8. По существу

    …Скобелевский комитет представлял собою особый тип государственно-капиталистического кинопредприятия, сходный с некоторыми предприятиями военного министерства или с государственными спирто-водочными заводами, но более кустарное, более мелкое по масштабам и производящее не обычные материальные ценности, но ценности идеологические.Ванда Росоловская, «Русская кинематография в 1917 г.» 1937[5]

  9. Из всех выпусков киножурнала «Свободная Россия» сохранился только пятый номер (между тем к моменту национализации в Петрограде имелись все номера[51].
  10. Исследовавший архивные киноматериалы В. Н. Баталин, начальник научно-справочного отдела РГАКФД, определил, что в тексте заголовка допущена серьёзная ошибка: съёмки проведены не в Павловском училище, а в Павловском лейб-гвардии полку. Поэтому название фильма должно было быть «Смена караула лейб-гвардии Павловского полка»[54].
  11. Комедия «Дамы курорта не боятся даже чёрта» в 1918 году ещё была в прокате на переферии Республики, в частности в Барнауле[64].

Примечания

  1. 1 2 3 Магидов В. М., 2015, с. 126.
  2. Чорбачиди С. А., 2012, с. 502.
  3. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 16280. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
  4. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 16280. Оп. 1. Д. 1. Л. 27—32.
  5. 1 2 Росоловская В. С., 1937, с. 71.
  6. Чорбачиди С. А., 2012, с. 502—503.
  7. 1 2 3 4 5 Магидов В. М., 2015, с. 127.
  8. 1 2 3 Поздняков А. Н., 2014, с. 214.
  9. 1 2 3 4 Магидов В. М., 2015, с. 128.
  10. Рунов В. А. Гений войны Скобелев. «Белый генерал». — М.: Эксмо, 2013. — 398 с. — ISBN 978-5-699-66930-1.
  11. 1 2 Конычева Н. В., 2007, с. 209—210.
  12. Знак Скобелевского комитета для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам // Справочник благотворения // Сборник сведений о наградах благотворительных, просветительных и других обществ и учреждений / Извлечение из положений, уставов и правил. — Петроград, 1916. — С. 44—45. — 68 с.
  13. Знак Скобелевского комитета для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам. Энциклопедия благотворительности Санкт-петербург. Дата обращения: 5 октября 2023.
  14. Чорбачиди С. А., 2012, с. 503—504.
  15. Зверства противника в очерках и фотографических документах / сост. В. Л. Кублицкий-Пиоттух. — Петроград: Скобелевский комитет о раненых, 19--. — 96 с.
  16. Майоров Николай, 2014, с. 27.
  17. Малышева Г. Е. Великобритания в Первой мировой войне. Киносъёмки 1914—1917 гг. из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов. // Первая мировая. Неоконченная война // материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки», Москва, 18 июня 2014 г. / отв. ред. Е. И. Пивовар ; сост. И. А. Анфертьев. — М.: РГГУ, 2015. — С. 608—609, 611. — 777 с. — (Библиотека Российского общества историков-архивистов). — 500 экз. — ISBN 978-5-7281-1677-6.
  18. 1 2 3 Магидов В. М., 2015, с. 133.
  19. Росоловская В. С., 1937, с. 22.
  20. Росоловская В. С., 1937, с. 36.
  21. Росоловская В. С., 1937, с. 37.
  22. Росоловская В. С., 1937, с. 74.
  23. Магидов В. М., 2015, с. 127—128.
  24. 1 2 Магидов В. М., 2015, с. 141.
  25. Магидов В. М. Зримая память истории // О документальном кино в СССР. — М.: Советская Россия, 1984. — С. 61—62. — 140 с.
  26. 1 2 Малышева Г. Е., 2015, с. 399.
  27. ↑ Сеанс в Высочайшем присутствии в Ливадии // Сине-фоно : журнал. — 1913. — 9 ноября (№ 3). — С. 25.
  28. 1 2 Малышева Г. Е., 2012, с. 3—4.
  29. Малышева Г. Е., 2012, с. 16—17.
  30. Малышева Г. Е., 2012, с. 4.
  31. Магидов В. М., 2015, с. 129.
  32. Малышева Г. Е., 2012, с. 17.
  33. 1 2 3 Магидов В. М., 2015, с. 134.
  34. Росоловская В. С., 1937, с. 32.
  35. Гинзбург С. С., 1963, с. 215—216.
  36. 1 2 Майоров Николай, 2014, с. 26.
  37. Магидов В. М., 2015, с. 129—130.
  38. Малышева Галина, 2014, с. 23.
  39. Малышева Галина, 2014, с. 22.
  40. Из истории исследований и научно-технической реставрации ранних кинодокументов из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов. Российский государственный архив кинофотодокументов (23 мая 2013). Дата обращения: 6 октября 2023.
  41. 1 2 Малышева Галина, 2014, с. 17.
  42. 1 2 Магидов В. М., 2015, с. 130.
  43. 0235-8212.
  44. 1 2 3 Магидов В. М., 2015, с. 131.
  45. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2057. Оп. 1. Д. 43. Л. 4. 58 л. (Доклад Г. М. Болтянского о деятельности Скобелевского комитета в области кино).
  46. ↑ 0235-8212.
  47. Малышева Галина, 2014, с. 17—18.
  48. Магидов В. М., 2015, с. 133—134.
  49. Росоловская В. С., 1937, с. 55—56.
  50. Магидов В. М., 2015, с. 136.
  51. Михайлов В. П. История организации кино-фотодокументальных материалов в государственных архивах СССР, 1917—1941 гг. // Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — М.: б. и., 1955. — С. 42. — 352 с.
  52. 0235-8212.
  53. 1 2 3 4 5 6 Вишневский В. Е., 1996, с. 1—285.
  54. 1 2 3 Малышева Г. Е., 2012, с. 13—16.
  55. 1 2 3 Малышева Галина, 2014, с. 19.
  56. 1 2 Малышева Галина, 2014, с. 24.
  57. Баталин В. Н. Военнопленные в кинохронике Первой мировой войны. 1914—1916 гг. // Первая мировая. Неоконченная война // материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки», Москва, 18 июня 2014 г. / отв. ред. Е. И. Пивовар ; сост. И. А. Анфертьев. — М.: РГГУ, 2015. — С. 595. — 777 с. — (Библиотека Российского общества историков-архивистов). — 500 экз. — ISBN 978-5-7281-1677-6.
  58. 1 2 3 4 5 6 7 Баталин В. Н., Малышева Г. Е., 2017, с. 35.
  59. Малышева Г. Е., 2019, с. 39.
  60. Магидов В. М., 2015, с. 137—138.
  61. Магидов В. М., 2015, с. 139.
  62. Гинзбург С. С., 1963, с. 346—348.
  63. ЦГАЛИ СПб. Фонд Р-83. Опись 1. Дело 1 / Опись картин и оборудования б. кинематографического отдела Скобелевского просветительного комитета. Архивы Санкт-Петербурга. Дата обращения: 6 октября 2023.
  64. Электро-театр «Новый мир» // Алтайский луч : газета. — 1918. — 17 июля (№ 95). — С. 1.
  65. Магидов В. М., 2015, с. 140.
  66. Из истории советской кинематографии // Кино-газета. — 1924. — 4 ноября (№ 45 (61)). — С. 2.

Литература

  • Росоловская В. С. Русская кинематография в 1917 г. // Материалы к истории. — М.Л.: Искусство, 1937. — С. 71. — 200 с. — (История кинематографии). — 3000 экз.
  • Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. — М.: Искусство, 1963. — 406 с.
  • Малышева Г. Е. «Русская военная хроника» 1914—1915 гг. — киножурнал Скобелевского комитета // Киноведческие записки : журнал. — 1993. — № 18. — С. 77—97. — 0235-8212.
  • Вишневский В. Е. Документальные фильмы дореволюционной России, 1907—1916 // Справочник / вступ. ст. Н. Изволова. — М.: Музей кино, 1996. — 285 с.
  • Кальянов А. Ю. Воочию увидеть на экране правдивое воплощение подвигов наших героев, наших чудо — богатырей // Военно-исторический журнал. — 2001. — № 1. — С. 68—72. — 0869-1908.
  • Чорбачиди С. А. Скобелевский комитет попечения о раненых (1905—1918) — издатель изобразительных открыток // Книжная культура // опыт прошлого и проблемы современности / к 285-летию основания Академической типографии в России / материалы V Международной научной конференции (Москва, 24—26 октября 2012 г.) / в 2 т.. — М.: Наука, 2012. — 543 с.
  • Малышева Г. Е. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  • Магидов В. М. Архивировано 15 января 2022 года.
  • Магидов В. М. 2073-0101.
  • Майоров Николай. О развитии кино-, фотодела в период Первой мировой войны // Первая мировая война в зеркале кинематографа // материалы международной научно-практической конференции, 8—9 октября 2014 г. : сборник. — М.: ВГИК, 2014. — С. 26—34. — ISBN 978-5-871-49-170-6.
  • Малышева Галина. Киносъёмки операторов Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета в тылу и на фронтах Первой мировой войны // Первая мировая война в зеркале кинематографа // материалы международной научно-практической конференции, 8—9 октября 2014 г. : сборник. — М.: ВГИК, 2014. — С. 15—25. — ISBN 978-5-871-49-170-6.
  • Малышева Г. Е. ISBN 978-5-871-49-170-6.
  • Малышева Г. Е. 2073-0101.
  • Поздняков А. Н. Гл. XVII. Скобелевское начало // Листья аканта. История и предыстория «Ленфильма». 1914—2014. — СПб.: Киностудия «КиноМельница», 2014. — 284 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-994820-2-9.
  • Магидов В. М. ISBN 978-5-7281-1677-6.
  • Малышева Г. Е. Кинофильмы Скобелевского комитета по истории Брусиловского прорыва 1916 г. Изучение и научно-техническая реконструкция киносъёмок Российским государственным архивом кинофотодокументов // Первая мировая. Неоконченная война // материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки», Москва, 18 июня 2014 г. / отв. ред. Е. И. Пивовар ; сост. И. А. Анфертьев. — М.: РГГУ, 2015. — С. 391—402. — 777 с. — (Библиотека Российского общества историков-архивистов). — 500 экз. — ISBN 978-5-7281-1677-6.
  • Баталин В. Н., Малышева Г. Е. 2073–0101.
  • Малышева Г. Е. 2073-0101.

Ссылки

  • Скобелевский комитет для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам. Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербург. Дата обращения: 6 октября 2023.

Скобелевский комитет.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47