07-06-2023
Скобелевский комитет | |
---|---|
Скобелевский комитет попечения о раненых | |
Административный центр | |
Страна происхождения | Российская империя |
Основатели | княгиня Н. Д. Белосельская-Белозерская |
Руководители | |
Председатель комитета | Д. Г. Щербачёв |
Основание | |
Дата основания | 29.11.1904 |
Ликвидация | |
15.04.1918 | |
Материнская организация | Николаевская академия Генерального штаба |
Медиафайлы на Викискладе |
Скóбелевский комитéт (также Скóбелевский комитéт увéчным вóинам) — российская общественная организация, созданная для благотворительных целей при Николаевской академии Генерального штаба в 1904 году, в разгар Русско-японской войны. Со временем деятельность комитета обрела немалую просветительскую составляющую, а её военно-кинематографический отдел до 1916 года обладал исключительно монопольным правом производить документальные съёмки на фронтах Первой мировой войны.
Пережив три русские революции, комитет был ликвидирован при Советской власти в апреле 1918 года.
Скобелевский комитет помощи увечным воинам был создан в связи с Русско-японской войной в ноябре 1904 года в Санкт-Петербурге по инициативе сестры генерал-адъютанта М. Д. Скобелева, княгини Н. Д. Белосельской-Белозерской[комм. 1] и с самого начала находился под высочайшим покровительством императора Николая II[2].
Фактически, Николай II одобрил образование комитета раньше — 15 апреля 1904 года[3]. Первый устав утвердили 16 июня 1905 года, согласно ему полное название было «Комитет имени генерал-адъютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий больным и раненым воинам»[4][комм. 2].
Его целями были сбор денежных пожертвований для выплаты пособий раненым и больным воинам, а также назначение пенсий военным нижних чинов, лишившихся трудоспособности в ходе боевых действий[6]. Первоначально комитет находился в ведении Министерства внутренних дел. Совет комитета, его основной орган управления, состоял из выбранной пожизненно председательницы — княгини Н. Д. Белосельской-Белозерской и шести членов — военных деятелей России. Фактическим председателем комитета являлся товарищ председательницы начальник Николаевской академии Генерального штаба генерал-лейтенант Д. Г. Щербачёв[7]. Комитет располагался в одном с академией здании на Суворовском проспекте, 32б[8].
В первое десятилетие комитет существовал в основном как благотворительное учреждение[7]. Его основной задачей был сбор средств путем добровольных пожертвований. В находящиеся по всей стране сеть отделений привлекались ежегодные денежные взносы лиц всех сословий, кружечные и всякого рода другие сборы[9].
В 1908—1910 годах комитет участвовал в организационных мероприятиях и сборе средств для возведения монумента генералу Скобелеву в Москве[10]. В 1909—1911 годах для устройства инвалидных домов комитету было пожертвовано несколько крупных усадеб в Минской, Черниговской и Симбирской губерниях. Благотворительные вечера с балами-аукционами устраивались и далеко за пределами Санкт-Петербурга и Москвы[9].
В 1909 году был учреждён знак Скобелевского комитета в двух степенях — золотой и серебряный. Знаки присуждались оказавшим особые заслуги комитету лицам по баллотировке большинства Совета комитета в 3/4 голосов. Право ношения знака 1-й степени также давалось почётным членам комитета[комм. 3], членам-учредителям, председательнице и товарищу председательницы. Знак 2-й степени — председателям местных отделений и членам Совета комитета. Право на ношение знака являлось пожизненным[12][13].
Идеологически организация отличалась верностью монархическому строю[7]. По состоянии на 1910 год в Совет комитета входили: генерал от инфантерии А. Д. Свиньин, генерал-лейтенант А. Н. Маслов, полковник, флигер-адъютант П. П. Скоропадский, профессор Николаевской академии Генерального штаба А. К. Байов, протоиерей Г. И. Шавельский[7].
К началу Первой мировой войны комитет из ведения Министерства внутренних дел перешёл к Военному министерству[7].
С 1914—1915 годов коммерческие интересы комитета нашли отражение и в широкой просветительной деятельности, для этой цели были созданы военно-кинематографический, издательский, граммофонный и другие отделы[9]. Под маркой комитета в продажу поступали серии изобразительных почтовых открыток (художники Г. И. Георгиев, Н. С. Самокиш, А. С. Першин, В. Н. Михайлов-Северный)[14], издавались фотоальбомы[15][16]. Публикации комитета выходили в газетах и журналах «Кино-газета», «Московский вечерний час», «Проэктор», «Русский инвалид», «Свободный журнал», «Сине-фоно», «Известия Московского Совета»[1].
Помимо производства собственных кинофильмов, комитет прокатывал военные фильмы, снятые во Франции, Великобритании, и нередко выпускал их русские варианты[17].
В результате реорганизации после Февральской революции комитет из монархического стал эсеро-меньшевистским[комм. 4]. В марте 1917 года дела от подполковника Я. П. Левошко принял назначенный управляющим делами комитета подпоручик В. И. Дементьев[комм. 5]. Московское отделение комитета возглавил В. М. Бреннер[22]. В апреле 1917 года мандат от Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов на представительство в комитете получил Г. М. Болтянский[18].
Постановлением Временного правительства с июня 1917 года комитет находился под опёкой Министерства государственного призрения, в конце июля просветительный отдел вновь отошёл Военному министерству[23]. После разделения имущества комитета на благотворительный и просветительный отделы, последний стал именоваться Скобелевским просветительным комитетом и перешёл в ведение Министерства народного просвещения[9].
По новому уставу, принятому на общих собраниях сотрудников в Петрограде и Москве в декабре 1917 года, правление комитета стало выборным[24]. Главнейшей задачей комитета становилось «распространение знаний в широких народных массах Российской республики и поднятие культурного их уровня, вместе с развитием художественного вкуса»[25]. Эти задачи ложились на три основных отдела комитета: издательский, просветительно-научный и кинематографический[24].
По поручению Военного министерства комитет осуществлял документальные съёмки военно-образовательного и воспитательного содержания ещё до образования профильного отдела[26]. Для заложенной в 1913 году в Царском Селе Палаты-хранилища собрания «Войны России» (впоследствии — Государева Ратная палата) были выпущены фильмы «Гимнастика на машинах», «Конская езда г.г. офицеров»[1]. Отдельные показы проходили в присутствии императора Николая II[27]. К моменту официального открытия военно-кинематографического отдела в марте 1914 года фильмов о состоянии войск, строевой службе, военном быте было произведено уже не менее шести[28][комм. 6]. По воспоминаниям комиссара Скобелевского комитета Михаила Кресина, идея создания киноотдела в 1913 году принадлежала штабс-капитану Н. Д. Селивановичу (1882—1915)[30] (в других источниках — Селиванов[27]). Помимо кинохроникальных фильмов также снимались драмы и комедии на военные темы[11][31].
Поскольку на первых порах комитет не располагал собственной технической базой, его фильмы печатались в чужих лабораториях и после отдавались в прокат другим фирмам, — этим объясняется отсутствие единообразия в их техническом оформлении, а также наличие фабричных марок прокатчиков в заголовках[32]. Собственное киноателье вскоре появилось в Москве на Верхней Масловке[33], а кинолаборатория — в Петрограде[26][33] — комитет выкупал у кинопредпринимателей принадлежавшие им здания вместе с оборудованием. Руководство отдела оставалось в Петрограде, перебравшись в 1915 году на Николаевскую улицу, 8[8].
Из-за начавшейся Первой мировой войны закрылись границы, остановился импорт иностранной кинопродукции — это поспособствовало быстрому развитию собственной кинопромышленности[34]. Возрос и интерес зрителей к кинохронике как источнику информации о войне, изменившей жизнь всей страны в целом и буквально каждой семьи в отдельности. Многие крупные кинопредприниматели захотели производить съёмки в действующей армии на фронте. Первым с ходатайством направить своих операторов обратился Дранков, за ним аналогичные просьбы последовали от Торгового дома Ханжонкова, Пате́ и Гомо́н, но никому из них получить разрешение не удалось[35]. Воспользовавшись покровительством царя, комитет получил монополию на производство кинохроники военных действий — к съёмкам теперь допускались только находившиеся у него на службе кинооператоры[36][37]. Приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандующего к отделу были прикомандированы Георг Эрколь[38], Александр Ягельский, Николай Топорков[39], Янис Доред, Пётр Новицкий, Пётр Ермолов, Станислав Зебель[40][41]. Военную цензуру при проведении съёмок на театре военных действий осуществляли специально выделенные офицеры[36][42].
Скобелевский комитет на все фронты разослал операторов. Операторы переносили все тяготы фронтовой жизни, работали под огнём противника и дали немало образцов хороших хроникальных фильм («Падение Перемышля», «Взятие Эрзерума», «Осада Львова» и т. п.)
— Александр Медведкин, из анализа кинохроники Скобелевского комитета, 1927[43]
Хроникальная и игровая кинопродукция военной поры отличалась идеологической ангажированностью и в основном содержала монархический и милитаристский дух[44][комм. 7]. Кроме фильмов с начала войны по 1915 год регулярно выходили выпуски «Русской военной хроники» (не менее 21 выпуска)[46][47].
Незадолго до окончания монополии комитета, просуществовавшей до конца 1916 года, отдел усилили прикомандированием группы кинематографистов, в числе которых были Александр Лемберг, Владислав Старевич[42], Александр Левицкий[33], Борис Михин, Александр Иванов-Гай[41], фоторепортёр Александр Дорн.
По инициативе Г. М. Болтянского в конце марта 1917 года был организован отдел социальной хроники, занимавшийся съёмками важнейших общественных событий в среде рабочего класса, сам Болтянский стал его заведующим[18]. К июлю был дополнительно организован отдел народного кинематографа, его представителем был О. О. Лавцевич, и отдел цветной фотографии под руководством К. Ф. Коняева[48].
Отголоском серии забастовок, охватившей более двух десятков разных кинопредприятий обеих столиц весной — летом 1917 года, стала августовская забастовка внешне благотворительного, по существу государственного[комм. 8] киноотдела в Петрограде, в ней приняли участие 250 человек. Требованиями были: прибавка жалования, введение в правление представителей рабочих и служащих, контроль над финансовыми операциями, приём и увольнение рабочей силы. Бастующие были жёстко подавлены управделами комитета В. И. Дементьевым[49]. Основная часть съёмок революционных событий с июля по октябрь 1917 года предназначалась для собственного киножурнала комитета «Свободная Россия», всего успели выйти 13 номеров[46][50][комм. 9].
В студии экранного искусства при комитете устраивались лекции, одним из выступивших здесь в начале 1918 года был В. Э. Мейерхольд[52].
Количество произведённых комитетом фильмов до сих пор даже приблизительно не подсчитаны[28].
В декабре 1917 года комитет получил автономию и был переименован в Скобелевский просветительный комитет[58].
На заседании Государственной комиссии по просвещению, проходившем 19 марта 1918 года под председательством Н. К. Крупской, было принято решение о передаче комитета Наркомпросу РСФСР и о национализации его киноотдела (других отделов это тогда не коснулось). Наконец, 15 апреля 1918 года комитет был окончательно ликвидирован, а его имущество и капиталы вскоре национализированы[58][63].
Вдогонку, летом 1918 года постановлением Наркомпроса многие фривольные картины комитета было запрещены к демонстрации. В их числе оказались: «Дамы курорта не боятся даже чёрта»[комм. 11], «Любовнику не повезло», «Ревнивая собака», «Тёмные души»[65].
Национализированное в первые месяцы после Октябрьского переворота техническое оборудование и лаборатория комитета послужили основной материальной базы первых советских киноучреждений. Движимое и недвижимое имущество в Петрограде достались созданному Петроградскому кинокомитету северных коммун («Киносев»)[8] во главе с Д. И. Лещенко. На базе Московского филиала создали Всероссийский фото-кино комитет (ВФКК), в дальнейшем отдел (ВФКО) — при Наркомпросе[66]. Операторы, режиссёры, технический персонал, принявшие революцию, в дальнейшем составили кадровый костяк советской кинематографии.
В брошюре Дементьева погромная агитация замечательно тесно сплетается с национал-шовинизмом и дряхлыми славянофильскими идеями о самобытности «русской культуры» и «русского самосознания», порабощённых германским рационализмом.Ванда Росоловская, «Русская кинематография в 1917 г.» 1937[21]
…Скобелевский комитет представлял собою особый тип государственно-капиталистического кинопредприятия, сходный с некоторыми предприятиями военного министерства или с государственными спирто-водочными заводами, но более кустарное, более мелкое по масштабам и производящее не обычные материальные ценности, но ценности идеологические.Ванда Росоловская, «Русская кинематография в 1917 г.» 1937[5]
Скобелевский комитет.