18-09-2023
Слуга | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
141 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0096121 |
«Слуга» — художественный фильм (2 серии) режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе. Государственная премия СССР (1991).
Содержание |
Сюжет картины построен в хронологически обратном порядке и начинается с финальной по времени сцены. Дальнейшие события показаны как воспоминания героев.
Андрей Андреевич Гудионов, некий чиновник, начальник областного масштаба, случайно встречается с Павлом Клюевым, который только что демобилизовался и ищет место в жизни. Гудионову приглянулся смышлёный парень, бывший десантник, и он берёт его себе в личные водители. Подчинённый преданно служит и терпит весьма странный характер господина. Проходят годы, и хозяин облагодетельствует водителя, подарив ему дом, жену и даже назначив дирижёром хора.
Гудионов получает повышение по службе, и его переводят в центр. Проходит много лет. Клюев полагает, что его начальник скончался, но остаётся верен ему и не мыслит существования без хозяина. Неожиданно они снова встречаются, и Гудионов приказывает Клюеву найти и доставить к себе своего давнишнего врага Брызгина. Клюев не рассчитал своих усилий и привёз своему бывшему хозяину труп Брызгина…
«Слуга» — седьмой фильм дуэта Миндадзе-Абдрашитов, относящийся к перестроечному периоду. Авторы используют свой излюбленный приём, обращаясь к экранной фантасмагории. Сложно переплетённый сюжет, в котором перепутаны временные нити, советская номенклатурная мифология и реальность последовательно ведёт зрителя к развязке.[1]
Взаимоотношения пары главных героев Гудионова и Клюева выходят за обычные сюжетные рамки «хозяин-слуга». Власть областного правителя распространяется далеко за пределы возможностей начальника, который может просто одарить своего подчинённого. Как и фаустовский Мефистофель, нестареющий Гудионов начинает распоряжаться судьбой и душой своего слуги, даруя ему всё вплоть до таланта дирижёра. Финальная сцена фильма, в которой мелодия хора которым руководит Клюев постепенно перетекает в «Реквием» Моцарта словно подчёркивает полное моральное уничтожение героя.[2]
Актёрская игра в значительной мере формирует атмосферу картины.
Артистическая работа Олега Борисова поражает острой точностью там, где точности вроде бы и неоткуда браться. И в этом она решающе важна для фильма «Слуга».[1]
Критики прослеживают некоторую общность между фильмом режиссёра Джозефа Лоузи и работой Абдрашитова. Но если у Лоузи слуга подспудно порабощает хозяина повторяя его поведение и в конце-концов меняется с ним местами, то в советском фильме слуга полностью подчинившись исчезает и растворяется как личность. Объединяет эти картины многоликое и одновременно безликое «дьявольское» начало подчиняющее и разъедающее человека, который продал душу или, попросту, не имел её с самого начала.[3]
Слуга (фильм, 1988).