Соната для фортепиано № 17 (Бетховен)

24-07-2023

Первая часть сонаты №17

Соната для фортепиано № 17 ре минор, op. 31 № 2, была написана Бетховеном в 1802 году, вместе с сонатами № 16 и № 18. Неофициальные названия:"Буря", "Соната с речитативом", "Шекспировская соната".


Содержание

История создания

Соната №17 - психологический портрет композитора. В отличие от других сонат, она идет без посвящения. 1802 год - период трагических размышлений, чувств, мыслей о самоубийстве в связи с глухотой, крушений надежд на личное счастье - Бетховен был страстно влюблен в графиню Джульетту Гвиччарди, которой посвятил сонату №14. Именно в 1802 году композитор пишет знаменитое "Гейлигенштадтское завещание" [1].

Анализ произведения

Соната №17 продолжает линию сонат-фантазий: лирико-психологический, страстный тон высказывания, психологические контрасты высокого уровня напряжения, приемы импровизационной, фантазийной музыки, но в отличие от сонаты №14 в ней нет заголовка "Sonata quasi una Fantasia". Содержание сонаты - лирика страстного, бурного, драматизированного звучания, возврат к патетике, но с психологическим осмыслением.

В цикле три части, внешне классической структуры:

  1. Largo — Allegro
  2. Adagio
  3. Allegretto

Каждая часть написана в сонатной форме различных вариантов, усложненной признаками других форм: фантазии (элементы, структура, приемы развития), вариационности (все темы во всех частях на основе общих элементов как варианты), сквозной формы (нет точных репризных повторений).

Первая часть

Largo - Allegro. Тональность d-moll. Сонатная форма.

Экспозиция

Главная партия

Главная партия строится на двух контрастных элементах: арпеджиато и ариозно-речитативные нисходящие секундовые интонации-вздохи. Первое построение - d-moll, начинается с доминантовой функции. Второе построение главной партии - вариант начального, но в тональности F-dur, с расширением структуры и интонационным и ладово-тональным развитием. Эти два построения имеют как бы вступительное значение - в ходе свободного импровизационного изложения происходит постепенная кристаллизация мысли. Четкое оформление она приобретает лишь в третьем построении, играющем связующую роль, но, несмотря на это, она не имеет ни одного устойчивого, в полном смысле слова, экспозиционного построения. Образ с самого начала раскрывается в процессе роста, развития.

Связующая партия

Общий характер с главной партией, более взволнованный образ, триольный ритм, перекличка двух ярких мотивов - баса и верхнего голоса (восходящее движение по звукам аккордов и ламентозные распевные фразы).

Побочная партия

Новый вариант развития лирических элементов главной партии. Тональность a-moll. Как и главная партия, начинается с доминантовой функции. Ариозно-монологический тип мелодики.

Заключительная партия

Содержит элементы всех предыдущих тем. Заканчивается на доминанте к основной тональности (звук ля).

Разработка

Разработка строится на первом мотиве главной партии и связующей партии. В конце разработки доминантовый предыкт.

Реприза

Все темы видоизменяются, особенно главная партия, к которой добавляются новые элементы: два выразительных лирико-психологических речитатива, изложенных одноголосно, словно речь от первого лица. Отсюда и название сонаты - "соната с речитативом". Побочная партия и другие уже изложены в основной тональности d-moll с отклонениями.

Вторая часть

Adagio. B-dur, сонатная форма без разработки. Как и первая часть, начинается с арпеджиато. В основной теме используется прием диалога-переклички.

Третья часть

Allegretto. d-moll. Сонатная форма на основе образного и музыкально-тематического единства. Новый вариант развития основных тематических интонаций, близость с жанром прелюдии.

Примечания

  1. Л.Кириллина. "ГЕЙЛИГЕНШТАДТСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ" БЕТХОВЕНА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ЭПОХИ  (рус.).

Близость к танцу Тарантелла

Ссылки

  • Ноты Семнадцатой сонаты на IMSLP
  • 17 соната Бетховена (исп. Станислав Нейгауз)
  • Анализ третьей части сонаты № 17

Соната для фортепиано № 17 (Бетховен).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47