Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

20-10-2023

Монастырь
Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский собор и Покровский храм
Страна Россия
Город Муром
Конфессия Православие
Епархия Владимирская 
Тип мужской
Первое упоминание 1096
Дата упразднения 1918 году
Последний настоятель игумен Кронид (Козлов)
Статус  Объект культурного наследия РФ № 3310091000№ 3310091000
Состояние действующий монастырь (возобновлен в 1996 г.)
Сайт Официальный сайт

55°34′22″ с. ш. 42°03′58″ в. д. / 55.572778° с. ш. 42.066111° в. д. (G) (O) (Я)

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

Содержание

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме»[1], связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии,[2][3] хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …»[4]

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года, относится второе упоминание Спасского монастыря, как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме»[5] При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда»[6]

В конце XV века Спасский монастырь еще раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Федора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».[7]

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.[8]

«Не смотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму».[9]

.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нем также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636/37 гг монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствуещего дома.[10]

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.[11]

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (16581662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657—1674) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву.[12] Не смотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь[13].

В 1680-е годы в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.

В 1720-е годы монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.[14]

26 января 1765 года в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.[15]

В 1866 — 1868 годах монастырём упралял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

В 1891 году на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.[16]

В период 19181919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.[17]

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения» в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов : Спасо-Преображенский собор 1552 г.; Покровская церковь 1691 г.; Настоятельский корпус 1687 г.; Братский корпус 1890 г. и Надвратная церковь 1807 г.[18]

Возрождение монастыря

Посещение монастыря Д. А. Медведевым

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов) (c 2010 — архимандрит; в 2011 году погиб в автокатастрофе).

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Новым наместником монастыря назначен игумен Кронид (Козлов) из Благовещенского монастыря г. Мурома.

Примечания

  1. Христианизация Муромской земли
  2. Голубинский Е. История Русской Церкви. Москва. 1880. Т.1. Ч.2 с.620 (приложение: Список монастырей домонгольского периода)
  3. Титов А. А. Историческое обозрение г. Мурома.// Труды Владимирской учёной архивной комиссии. — IV. — 1902.
  4. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку 1377 г. — СПб., — 1996. — С.108.
  5. Полное собрание русских летописей. — Т.30. — М.,1965. — С.71.
  6. Полное собрание русских летописей. — М.,1965. Т.2. — С.111.
  7. Полное собрание русских летописей — Т.4. — Псковская первая летопись. — С.252.
  8. Масленицын С .И. Муром.-Москва.-1971.-С.8.
  9. Монгайт. А.Муром.-Москва.-1947.-С.10.
  10. [Владимирские Губернские ведомости. — Владимир. — 1901. — № 28. — С. 7.]
  11. Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. составленная Борисом Бартеневым и подьячим Михаилом Максимовым // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н. Г. Добрынкина, XIX в.
  12. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — т.11. — гл.5
  13. Антоний (архимандрит Муромского Спасского м-ря) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. Материалы для истории Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир. — 1901. — С.44.
  15. ГАВО ф.562, оп.1, д.18 О упразднении в селе Борисоглебском Муромского округа мужского монастыря.
  16. Красная книга ВЧК. — М. — 1989. — Т. I. — С. 152.
  17. Владимирские епархиальные ведомости. — 1919. — 9. — С. 22.
  18. Приложение № 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Спасо-Преображенский монастырь в Муроме
  • Сайт Муромского Спасо-Преораженского монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Муром).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47