18-08-2023
Евгений Вениаминович Сперанский | |
Евгений Вениаминович Сперанский - актер Центрального театра кукол. | |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Награды и премии: |
Евге́ний Вениами́нович Спера́нский (9 (22) июля 1903, Москва — 1998, Москва) — русский советский актёр, режиссёр и драматург театра кукол, Народный артист РСФСР (1966). Награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
Евгений Вениаминович Сперанский начал свою карьеру в качестве научно-технического сотрудника библиотеки Исторического музея. В 1925—31 работал в Театре кукол при Центральном доме художественного воспитания детей. С 1931 актёр Государственного центрального театра кукол (один из его основателей). В этот театр Евгений Вениаминович попал благодаря театроведу Леноре Густавовне Шпет, которая в 1931 году предложила артисту Московского Художественного театра 2-го Сергею Владимировичу Образцову возглавить организуемый театра кукол. Образцов принял предложение. Вместе с первым директором Сергеем Сергеевичем Шошиным они приступили к формированию труппы. Приглашение получили несколько актёров, в том числе и Сперанский. В этом театре он и работал всю жизнь с такими известными личностями, как Семен Самодур (актёр и режиссёр), Ева Синельникова (актрисса), Борис Тузлуков (художник) и, безусловно, с самим Сергеем Образцовым [1]. Евгений Сперанский скончался в 1998 году.
Жена — Наталья Павловна Александрова (музыкант).
Евгений Вениаминович Сперанский исполнил роли Алладина и Мудрейшего в спектакле "Волшебная лампа Алладина" Гернета, Дьявола в спектакле "Ноев ковчег" Штока, Кота в спектакле "Кот в сапогах" Владычиной, Фадинара в спектакле "Соломенная шляпка" Эрдмана по Э. Лабишу, Конька в спектакле "Конек-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову, Конферансье в спектакле "Необыкновенный концерт" (его Сперанский играл на французском, немецком, итальянском и английском языках), Петра Томилина в спектакле "Дело о разводе" и других постановках. Евгений Сперанский написал пьесы "Поросенок в ванне" в 1932 году, "Краса ненаглядная" в 1943 году, "Дело о разводе" в 1954 году, "Гасан - искатель счастья" в 1957 году, "Необыкновенное состязание" в 1956 году, "Под шорох твоих ресниц" в 1949 году, "И-го-го" в 1964 году, "Солдат и ведьма" (по Андерсену) и другие произведения. Им были сделаны инсценировки "Каштанка" по Чехову в 1935 году, "Ночь перед рождеством" по Гоголю в 1941 году, "Король-Олень" - сценическая редакция по Гоцци в 1943 году. Сперанский поставил спектакли "Кот в сапогах" в 1937 году, "Любит - не любит" Полякова в 1952 году, "Буратино" Борисовой в 1953 году и другие спектакли. Сперанский придумал термин "фаза пассивного созерцания". Так он определял период, когда актер еще окончательно не выяснил, на что способна кукла, и рекомендует не насиловать природу маленького, беззащитного "существа", а внимательно приглядеться к своему новому товарищу, чтобы лучше изучить его возможности. Советский актёр театра и кино Зиновий Гердт отозвался о творчестве Сперанского так :
Всё живо... И несусветное вранье, и бессовестная клевета, и остервенелость властолюбцев, готовых глотку друг другу вырвать ради моего, оказывается, блага, – все это было бы непереносимо, если бы – с Божьей помощью – я не отринул от себя всю эту шелуху и не притулился на склоне лет к душе необыкновенной, целую долгую жизнь занятой одной лишь заботой: добыванием Художественного. Встречи с ним от раза к разу становятся для меня все более существенными и – представьте!.. – делают все вокруг не таким уж безысходным, и даже кажется, что всё ещё обойдется, что Россия жива и её не извратить ни люмпену, ни академику. |
Сперанский, Евгений Вениаминович.