03-10-2023
При создании китайской каллиграфии знаки китайского письма обычно изображаются в соответствии с правилами одного из пяти наиболее известных стилей. Они развивались вместе с китайским языком.
Содержание |
Чжуаньшу | Лишу | Синшу | Цаошу | Кайшу | |
---|---|---|---|---|---|
Ханьцзы (трад.), кандзи, ханча, хан ты) | 篆書 | 隸書 (яп 隷書) |
行書 | 草書 | 楷書 |
Ханьцзы (упр.) | 篆书 | 隶书 | 行书 | 草书 | 楷书 |
Пиньинь, система Палладия | zhuànshū, чжуаньшу | lìshū, лишу | xíngshū, синшу | cǎoshū, цаошу | kǎishū, кайшу |
Система Поливанова | тэнсё | рэйсё | гё:сё | со:сё | кайсё |
Хангыль, система Концевича | 전서, чонсо | 예서, йесо | 행서, хэнъсо | 초서, чосо | 해서, хэсо |
Тьы куок нгы, транскрипция Мхитарян | triện thư, чьэн тхы | lệ thư, ле тхы | hành thư, хань тхы | thảo thư, тхао тхы | khải thư, кхай тхы |
Изображение |
При написании каллиграфии используются также местные упрощения (например, синдзитай).
В японской каллиграфии используется катакана и хирагана. Катакана произошла от стиля кайшу, а хирагана — от цаошу. Аналогично, в Корее для каллиграфии используется хангыль.
Чжуаньшу был официальным стилем письма в царстве Цинь, а затем в Восточной Чжоу в Цинь и распространялся в те регионы, которые Цинь завоёвывало. Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
В конце XX века этот стиль в основном использовался для инканов. Хотя сама печать изготавливается из древесины, жадеита и других материалов, надпись для оттиска выполняется кистью и тушью.
Большинство китайцев не могут читать чжуаньшу, его использование обычно ограничивается каллиграфией.
Лишу развился из вульгарного варианта чжуаньшу во время царствования династии Хань[1].
Одна из наиболее характе́рных черт лишу — расширяющийся «хвост» горизонтальных и диагональных черт, называющийся по-китайски «голова шелковичного червя и гусиный хвост» кит. упр. 蠶頭雁尾, пиньинь: cántóu yànwěi, палл.: цаньтоу яньвэй.
Архаичный лишу времён династии Цинь сложен для чтения, поэтому современные надписи в этом стиле обычно выполнены поздним лишу.
Синшу, «бегущий стиль», имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом. Кисть редко отрывают от бумаги.
Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.
Цаошу или «травяной стиль» — это полноценный рукописный курсив, для чтения которого нужны специфические навыки. Даже умеющий читать синшу не в состоянии прочесть цаошу без обучения.
Иероглифы в цаошу пишутся без отрыва кисти, зачастую перетекая друг в друга. Для создания «прекрасного» внешнего вида надписи черты подвергаются модификации или вовсе опускаются. Округлые знаки цаошу и лигатуры трудны для прочтения, поэтому цаошу широко никогда не использовался.
Хирагана произошла из цаошу.
Кайшу — один из наиболее поздних стилей каллиграфии: появился в между правлением династии Хань и Троецарствием. Популярным кайшу стал во время правления Южных и Северных династий. Он произошёл из тщательно написанного лишу. Все черты иероглифов кайшу разделены, кисть в процессе отрывается от бумаги столько раз, сколько отдельных черт в иероглифе.
Кайшу — первый стиль, которому учат иностранцев и маленьких детей, а также обучающихся каллиграфии.
Эдомодзи (яп. 江戸文字 ) — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.
Као — стилизованная каллиграфическая подпись, которая имелась у многих императоров, сёгунов и политиков.
Стили иероглифов.