07-08-2023
Столкновение в Барахасе | |
Панорама аэропорта Барахас |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
09:39 (08:39 GMT) |
Характер |
Столкновение на ВПП |
Причина |
Ошибка экипажа DC-9 |
Место | |
Координаты |
40°28′11″ с. ш. 3°33′45″ з. д. / 40.46972° с. ш. 3.56250° з. д. (O)(O) |
Погибшие |
93 |
Раненые |
30 |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
IB350 |
Бортовой номер |
EC-CFJ |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
84 |
Экипаж |
9 |
Погибшие |
51 |
Раненые |
30 |
Выживших |
42 |
Второе воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
AO134 |
Бортовой номер |
EC-CGS |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
37 |
Экипаж |
5 |
Погибшие |
42 (все) |
Выживших |
0 |
Столкновение в аэропорту Барахас — авиационная катастрофа, произошедшая в среду 7 декабря 1983 года в международном аэропорту Барахас города Мадрид (Испания), когда пассажирский Boeing 727-256 авиакомпании Iberia во время взлёта в условиях тумана врезался в выехавший на полосу McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Aviaco. В результате столкновения оба самолёта разрушились, при этом погибли 93 человека.
Boeing 727-256 c регистрационным номером EC-CFJ (заводской — 20820, серийный — 1019) был выпущен в 1974 году, а 1 марта совершил свой первый полёт, после чего 16 апреля поступил к заказчику — испанской авиакомпании Iberia, где также получил имя Jumila. Был оборудован тремя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-9[1][2]. Общая наработка самолёта была 21 525 часов и 19 936 циклов «взлёт-посадка». Наработка от последнего обслуживания по форме «D» (проводилось 11 ноября 1982 года) составляла 4284 часа, от обслуживания по форме «C» (проводилось 26 марта 1983 года) — 1753 часа, от обслуживания по форме «B» (проводилось 23 сентября 1983 года) — 450 часов, а от обслуживания по форме «A» (проводилось 14 ноября 1983 года) — 128 часов. Фактический взлётный вес самолёта в данном рейсе был 68 234 кг при максимально допустимом 83 552 кг. Центровка составляла 28,24 %, что соответствовало допустимым пределам[3].
Лётный экипаж (в кабине) состоял из двух пилотов и бортинженера:
Лётный экипаж самолёта имел все необходимые действующие лицензии и соответствующую квалификацию для выполнения полёта[6].
McDonnell Douglas DC-9-32 с регистрационным номером EC-CGS (заводской — 47645, серийный — 770) был выпущен 5 февраля 1975 года, а 20 марта поступил к заказчику — испанской авиакомпании Aviaco, где также получил имя Vasco Nuñez de Balboa. Пассажировместимость его салона была 110 мест эконом-класса (конфигурация — Y110). Также был оборудован двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-9A[7]. Общая наработка самолёта была 20 078 часов и 17 909 циклов «взлёт-посадка». Наработка от последнего обслуживания по форме «D» (проводилось 9 октября 1979 года) составляла 9199 часов, а от обслуживания по форме «C» (проводилось 2 августа 1983 года) — 784 часа. Обслуживание по формам «B» и «A» проводилось в аэропорту Барахас перед злополучным рейсом[6]. Фактический взлётный вес самолёта в данном рейсе был 37 051 кг при максимально допустимом 48 985 кг. Центровка составляла 29,75 %, что соответствовало допустимым пределам[8].
Лётный экипаж (в кабине) состоял из двух пилотов:
Лётный экипаж самолёта имел все необходимые действующие лицензии и соответствующую квалификацию для выполнения полёта[10].
Ранним утром в 05:30[* 1] на стоянку 56 у международного терминала встал B-727 компании Iberia. Ему предстояло выполнить регулярный международный пассажирский рейс IB-350 из Мадрида в Рим, а в соответствие с планом полёта в его баках находилось 14 200 кг топлива. В 08:05 началась посадка пассажиров, а экипаж начал проходить обычную предполётную проверку. Всего на борту находились 84 пассажира и 9 членов экипажа. В 08:21:36 экипаж связался с диспетчером руления и запросил разрешение на запуск двигателей. Диспетчер ответил, что понял запрос и сам вызовет самолёт для дачи такого разрешения. В 08:25:16 экипаж «Боинга» ещё раз запросил разрешение на запуск двигателей и покидание стоянки. В ответ диспетчер сообщил, что разрешение будет выдано в течение около двух минут, чтобы избежать скопления самолётов на предварительном старте. В 08:26:28 диспетчер руления дал разрешение на запуск двигателей и начало руления, а затем указал маршрут следования[11][12].
В это же время на стоянке 8 северного перрона стоял DC-9 компании Aviaco. Он должен был выполнять регулярный внутренний пассажирский рейс AO-134 из Мадрида в Сантандер, но из-за тумана в аэропорту отставал от расписания на 33 минуты. В баках самолёта было 5600 кг топлива, а всего на борту находились 37 пассажиров и 5 членов экипажа. В 08:29:10 экипаж рейса 134 связался с диспетчером руления и запросил разрешение на запуск двигателей. Диспетчер сообщил, что известит об этом, а также дал настройку высотомеров (QNH). В 08:30:15 диспетчер руления вызвал DC-9, поле чего дал разрешение на запуск двигателей и начало движения, а также указал маршрут руления, частоту и код ответчика. Экипаж подтвердил получение информации и попросил изменить маршрут, хотя позже согласился с первоначальным вариантом. В 08:33:20 экипаж получил разрешение на руление к полосе 01 через внешние рулёжные дорожки с докладом о покидании северного перрона и входе на рулёжки. «Дуглас» начал движение, одновременно с этим экипаж подтвердил получение информации и доложил о скором покидании северного перрона. В 08:36:26 с самолёта доложили о выходе с северного перрона, на что наземный диспетчер передал, чтобы они получили разрешение на вход в секцию «OSCAR 5». Экипаж доложил, что свяжется[13][11].
В это время небо было затянуто облаками, штиль, температура воздуха была 0° C, а весь аэропорт покрывал густой туман. По данным METAR на 08:30, атмосферная видимость составляла всего 100 метров, а видимость на взлётно-посадочной полосе — 300 метров (за счёт некоторого рассеивания тумана самолётами)[14]. По данным экипажей самолётов, а также обсерватории аэропорта, видимость на взлётно-посадочных полосах 01/15 и 19/30 составляла 250—300 метров, исходя из наблюдения огней высокой интенсивности[15].
К тому времени «Боинг» уже занял предварительный старт у начала полосы 01 и перешёл на связь с диспетчером взлёта и посадки, которому доложил о готовности к взлёту. Диспетчер взлёта дал указание занимать исполнительный старт в начале полосы 01 и ожидать. В 08:38:32 рейс 350 получил разрешение на взлёт, а в 08:38:45 начал разбег в северном направлении. В это же время в 08:39:08 диспетчер руления спросил у рейса 134, где те находятся, на что экипаж ответил: Послушайте, мы не увидели на земле указателя на Оскар пять. Мы следуем по… курсу ноль девятнадцать [019°], простите, курсу один девяносто [190°] и, похоже, мы уже входим в секцию. Одновременно с этим на самолёте Iberia второй пилот доложил о достижении скорости V1 (принятия решения), когда пилоты сквозь туман увидели перед собой самолёт Aviaco. Экипаж взлетающего самолёта попытался уклониться от столкновения, подняв машину в воздух, но в 08:39:29 в 230 метрах южнее пересечения полос 01/15 и 19/30 «Боинг» левой плоскостью крыла и левой стойкой основного шасси врезался в левый борт стоящего поперёк «Дугласа» (B-727 — 354°, DC-9 — 274,2°), и распорол его. От удара DC-9 взорвался и разрушился, а все 42 человека на его борту сразу погибли. Потерявший левые плоскость, стабилизатор и двигатель, B-727 рухнул на полосу и, проскользив по ней на расстояние до 466 метров от точки удара, перевернулся и загорелся. На его борту погибли 50 пассажиров и 1 член экипажа; ещё 4 члена экипажа и 26 пассажиров получили серьёзные ранения. На земле никто не погиб. Общее число жертв катастрофы таким образом составило 93 человека[11][12][16][17][18][19]. Также были повреждены 650 метров полосы, включая светотехническое оборудование[9].
Причиной катастрофы следственная комиссия назвала непреднамеренный выезд DC-9 на взлётно-посадочную полосу 01/19, где в это время выполнял взлёт B-727. Выезд DC-9 на полосу произошёл из-за того, что в зоне его движения в это время стоял густой туман, который скрывал от экипажа часть визуальных ориентиров, поэтому пилоты не смогли точно определить своё местонахождение и не заметили, как пересекли порог полосы 01[20].
|
Столкновение в аэропорту Барахас.