17-10-2023
Джорджо Стрелер | ||
Giorgio Strehler | ||
Дата рождения: | ||
---|---|---|
Место рождения: | ||
Дата смерти: |
25 декабря 1997 (76 лет) |
|
Место смерти: | ||
Профессия: | ||
Гражданство: | ||
Годы активности: | ||
Театр: | ||
Награды: |
|
|
IMDb: |
ID 0834150 |
Джорджо Стрелер (итал. Giorgio Strehler, 14 августа 1921, Баркола, под Триестом, — 25 декабря 1997, Лугано) — итальянский театральный режиссёр и актёр, театральный деятель, основатель и руководитель миланского «Пикколо-театр».
Джорджио Стрелер родился в Италии, отец его был австрийцем, мать — словенкой, переселившейся в своё время во Францию. В семье говорили на нескольких языках: итальянском, французском и немецком. Мать Стрелера — Альберта Лорич была известной виолончелисткой[1], музыкантом был и дед по материнской линии. В трехлетнем возрасте Стрелер потерял отца, которого ему заменил дед; четыре года спустя не стало и деда, — с семи лет Стрелер воспитывался матерью и бабушкой в Милане.
В 1940 году Стрелер окончил Академию любителей драматического искусства в Милане и годом позже осуществил свою первую постановку — в университетском театре Новары[2]. Был призван в действующую армию, в 1943 году бежал в Швейцарию и под псевдоднимом Ж. Фирми вместе с другими эмигрантами в 1944 году организовал в Женеве итальянскую труппу[2]. С этой труппой Стрелер поставил «Убийство в соборе» Т. С. Элиота, «Наш городок» Т. Уайлдера и впервые на сцене — «Калигулу» А. Камю[2].
В 1945 году Стрелер вернулся на родину; в 1947-м вместе с Паоло Грасси он основал в Милане «Пикколо-театр», ставший первым в Италии стационарным театром[2] и открывшийся спектаклем «На дне» по пьесе А. М. Горького, — поставивший спектакль Стрелер сыграл в нём сыграл Алексея. Через несколько дней основатели представили публике комедию К. Гольдони «Слуга двух господ», с Марчелло Моретти в главной роли, — спектакль, возрождавший дух комедии дель арте и принёсший славу «Пикколо-театру», ставший его «визитной карточкой»[3]. С этим спектаклем «Пикколо-театр» объездил весь мир[1]; уже в первые десять лет своего существования театр приобрёл, по словам П. Маркова, завидную популярность не только на родине, но и за рубежом, в Италии фактически возглавил целое театральное направление, стал образцом для подражания[4].
В 1968 году Стрелер покинул свой театр, на волне студенческого движения конца 60-х организовал молодёжную труппу «Группо театро ационе». Но в 1972 году он вернулся в «Пикколо», с которым связал всю свою дальнейшую жизнь. Паоло Грасси возглавил «Ла Скала», и Стрелер стал единоличным руководителем «Пикколо-театра»[1].
Одновременно Стрелер много работал в опере, ставил спектакли в «Ла Скала» и других оперных театрах.
Умер Джорджио Стрелер от инфаркта в швейцарском Лугано. Похороны прошли в Милане при большом стечении граждан и политиков. Его прах был захоронен на кладбище Триеста, рядом с могилой матери.
Своими учителями Стрелер называл Жака Копо, Луи Жуве и Бертольта Брехта. Пьесы Брехта он ставил на протяжении всей своей жизни; часто обращался и к русской классике: среди поставленных им спектаклей — «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского, «Вишнёвый сад», «Платонов» и «Чайка» А. П. Чехова[3]. Важное место в репертуаре его театра всегда занимал и У. Шекспир[2].
Стрелер Джордже.