Сурамский тоннель

27-04-2023

41°59′55″ с. ш. 43°28′52″ в. д. / 41.998611° с. ш. 43.481111° в. д. (G) (O)

Сурамский железнодорожный тоннель

Сурамский тоннель (старинная открытка)
Область применения Железнодорожный
Пролегает под Сурамским хребтом
Общая длина 4 км
Дата открытия 1890 год

Сурамский железнодорожный тоннельтоннель на перевальном участке ЗестафониХашури Грузинской железной дороги. Построен в 1886—1890 годах под Сурамским хребтом под руководством инженера Ф. Д. Рыдзевского. Обеспечивает железнодорожное сообщение между Западной и Восточной Грузией. Длина тоннеля — 4 км. Тоннель двухпутный, электрифицирован на постоянном токе. Расположен на перегоне между станциями Ципа (Западная Грузия) и Хашури (Восточная Грузия)[1]. Обслуживает как пассажирские, так и грузовые поезда, ежедневно через него проходят более 50 пар поездов.

Строительство

Движение по железнодорожной линии через Сурамский хребет, соединяющей Тифлис и побережье Чёрного моря, было открыто ещё в 1872 году. Профиль пути на участке Квириллы (сейчас Зестафони) — Михайлово (сейчас Хашури) был очень сложным, небезопасным, здесь могли проследовать лишь составы небольшой массы, да и те приходилось подталкивать паровозом-толкачом[2]. В связи с этим линия вскоре была перепроектирована, а для спрямления пути спроектирован Сурамский тоннель длиной около 4 км[1].

Открытие тоннеля

В 1886 году строители с двух сторон приступили к пробивке тоннеля. Строительству мешали сложные геологические условия, а также большой приток грунтовых вод. За первые полгода, когда работы велись вручную, удалось пройти только чуть больше полукилометра, после чего к строительству были привлечены буровые машины. Смычка тоннеля произошла в семь часов утра 12 октября 1888 года[1]. Оси двигавшихся навстречу ходов разошлись в вертикальной плоскости на 4,3 см, а в горизонтальной — на 12,8 см, что считалось очень хорошим результатом[2].

Прокладка тоннеля стоила жизни 80 рабочим, причиной был назван силикоз. Совокупная стоимость строительства, в котором участвовало около 2 тыс. человек, составила свыше 5 млн руб. Движение по новому участку было открыто в 1890 году, что позволило увеличить пропускную способность участка Квириллы — Михайлово практически в два раза[1].

Примечания

  1. ↑ Дорога сквозь гору. // gudok.ru. Архивировано из первоисточника 13 августа 2012. Проверено 16 августа 2011.
  2. ↑ Была ли трагедия?. // Вокруг света, №1 (2508), январь 1983. Архивировано из первоисточника 13 августа 2012. Проверено 16 августа 2011.

Ссылки

  • Сурамский электровоз

Сурамский тоннель.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47