14-09-2023
' | ||
|
||
---|---|---|
1575 — 1634 | ||
Предшественник: | Кюнга Дролшог | |
Преемник: | Дзанабадзар | |
Рождение: | 1575 Тибет, Дронг |
|
Смерть: | 1634 Тибет, Лхаса |
Тарана́тха Гунга́ Ньинбо́ (тиб. ཏ་་ར་ན་ཐ་ཀུན་དགའ་སྙིང་པོ་; Вайли: ta ra na tha kun dga' snying po, 1575—1634), также Дарана́та — тибетский буддийский мыслитель, историк и наставник; знаток тантрических текстов и специалист по тантрическим практикам. Один из крупнейших представителей буддийской школы джонанг; политик, оппонировавший школе гелуг.
Содержание |
Родился в области Дронг в Тибете в роду Гья (rGya). При получении монашеских обетов получил имя Кюнга Ньингпо (санскр. Анандагарбха), однако сам предпочёл, чтобы его именовали санскритским именем Таранатха (санскр. तरनाथ - Защищаемый Тарой), т.к. очевидно, хотел подчеркнуть факт своей классической санскритоязычной образованности, а также в подражание свему индийскому наставнику, Буддагуптанатхе.[1]
Его выдающиеся способности к обучению были замечены ещё в раннем возрасте. Он учился наставников разных школ: кагью, сакья, джонанг; его учителями были Дже Драктопа, Еше Вангпо, Кюнга Таши и Джампа Лхундрупа, а индиец Буддагуптанатха был его "коренным учителем". Таранатха был признан ламой Кхенчен Лунгриг Гьяцо в качестве перерождения одного из ближайших учеников Будды — Ананды, индийского махасиддхи Кришначарьи, а также его собственного учителя, Кюнга Дролшога (1507-1566).[2] В связи с этим Таранатха получил титул "достопочтенный праведник" (тиб. rje btsun dam pa).
Опираясь на труды Долпопы и других патриархов школы джонанг, а также классические буддийские трактаты индийских философов, Таранатха продолжил начатое его предшественниками развитие доктрины об «особой пустоте» (жентонг) в рамках философской школы мадхьямика.[3] Кроме того, он основывал в Тибете монастыри (крупнейший - Дакдан-Пунцоглинг в 1614), собирал и восстанавливал памятники истории Тибета, написал сочинения «Сиддханта» и «История буддизма в Индии» (1608). Его переводы санскритских грамматических сочинений вошли в состав тибетского канона.[4]
Поскольку основным учителем Таранатхи был индиец, он не чувствовал особенной преданности к тибетским религиозным иерархам и не признавал за собой ничьей духовной власти как лидер автономной школы джонанг. Кроме того, в биографии своего учителя Буддагуптанатхи Таранатха сообщает, что его наставник-махасиддха во время своего паломничества на Яву невзлюбил монахов-тхеравадинов, резко критиковавших буддийскую Тантру.[1] Вероятно, предубеждение Буддагуптанатхи передалось и его ученику, что нашло отражение в его неприятии быстро растущего в Тибете влияния сравнительно молодой школы гелуг, ратующей за строгое соблюдение правил Винаи. Поэтому он скооперировался с тибетской (цзанской) политической партией, поддерживавшей школы линии кагью, и даже попытался искалечить молодого Далай-ламу, когда дядя последнего, принадлежащий к школе карма-кагью, привёл к нему мальчика для получения благословения:
На церемонии посвящения этот хубилган [Таранатха] сказал: "Ну-ка, посмотрим на этого резвого хубилгана далай-ламы", - и, приблизив мальчика к себе, поранил ему угол глаза. Поэтому мальчик, будущий далай-лама, остался кривым на один глаз. Хубилган Джэбдзун-Таранатха издавна вёл борьбу против далай-лам, начиная ещё с Содномджамцо, а также против Панчен-богдо. Это никто иной, как он, был учителем царя Цзана Пунцогнамджила и давал тому тайные указания об уничтожении жёлтого учения. Он был ярый противник далай-лам и для того, чтобы правдами и неправдами устранить их, искалечил мальчика.[5] |
Ещё до начала череды поражений про-кагьюпинских сил в Тибете и Монголии Таранатха пытался наладить контакты с маньчжурами с целью привлечения в Тибет интервенции для разгрома школы гелуг. Это навлекло на него подозрения лхасских властей:
Панчен-богдо ненавидел Джэбдзун-Таранатху как врага жёлтой религии и представителя учения ничтожных китайских хэшанов. Джебдзун-Таранатха поранил угол глаза Далай-ламе, когда тот был ещё ребенком, поэтому Далай-лама затаил на него злобу. Вдобавок ко всему, несколько монгольских послушников перешли из монастыря Брэбун во вновь основанный Джебдзун-Таранатхой монастырь Дакдан-Пунцоглин. Вследствие этого Далай-лама и Панчен-богдо рассердились на него "до тошноты". Воспользовавшись неурядицами между тибетскими провинциями Уй и Цзан, они схватили Джэбцзун-Таранатху, привезли в Лхасу и убили (1634). А монастырь Дакдан-Пунцоклин разорили (1642).[6] |
Школа гелуг, стремясь использовать одиозное имя Таранатхи в своих целях вне Тибета, в 1650 году опознала тулку Таранатхи в сыне монгольского Тушэту-хана, лояльного школе гелуг. Мальчик, получивший монашеское имя Дзанабадзар, стал первым монгольским Богдо-гэгэном.
Таранатха.