04-10-2023
Тверской трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская (ранее — грузопассажирская) |
Дата открытия |
15 (28) августа 1901 года |
Количество маршрутов |
5 |
Количество маршрутов в период максимального развития |
18 |
Общая длина маршрутов в период максимального развития |
ок. 180 км |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
2 |
Ширина колеи |
1524 мм. |
Тип питания |
электрический (контактный провод) |
Напряжение контактной сети |
550В |
Протяжённость самого длинного маршрута |
10 (10.7 км) |
Протяжённость самого длинного маршрута за всю историю системы |
12 (15,4 км) |
Компания-перевозчик |
МУП «Городской электротранспорт» |
Тверско́й трамвай — один из видов городского пассажирского транспорта в Твери. Начал свою работу 28 августа 1901 года.
Тверской трамвай управляется муниципальным унитарным предприятием «Городской электротранспорт», обслуживается одним трамвайным парком, по состоянию на август 2012 года насчитывает 5 маршрутов и пока ещё связывает все четыре района города. Однако добраться без пересадки из Пролетарского района в Заволжский нельзя уже с 1993 года. Предположительно, очень скоро трамвай перестанет ходить в Пролетарском районе, затем в Затверецкой части Заволжского, после в Московском.
Содержание |
Трамвайная линия, связавшая Восьмиугольную площадь (ныне — пл. Ленина) с Морозовской фабрикой (Пролетарка) и с железнодорожным вокзалом была введена в действие 15 (28) августа 1901 года. Общая протяженность трамвайной линии составила 6,3 км. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки. В феврале 1918 года трамвайное хозяйство было национализировано. В ноябре 1920 года трамвайное движение было остановлено, но в апреле 1922 года возобновлено. В 1929 — 30 гг. трамвайные линии были перешиты на широкую колею. 1 мая 1930 года трамвайная линия продлена от площади Ленина к Советской больнице (Московская пл.). В 1931 году открылось движение трамваев по маршруту Вагонзавод - Пожарная площадь (4,75 км), также была построена соединительная ветвь от площади Мира к площади Революции через Староволжский мост (0,75 км). В 1932 году была введена в строй линия грузового трамвая от Староволжского моста до Савватьевских торфоразработок (Старая Константиновка). Кроме того, к концу 1932 г. относится строительство 3-х оборотных колец - у Вокзала, Совбольницы и Пролетарки. Эксплуатация колец дала возможность без лишних маневров пускать двух-и трехвагонные трамвайные поезда. 1934 год отмечен строительством загородной однопутной линии от фабрики "Пролетарка" до фабричного поселка им. Ворошилова (ул. Республиканская) длиной 2,7 км с устройством павильона на конечном пункте. В 1936 году построена однопутная линия в Новопромышленный район от Советской больницы до Московской заставы (пл. Гагарина). В 1937 году по требованию Управления заводов-новостроек - КРеПЗа и завода 513 - трамвайный путь от Московской заставы был удлинен до строительной площадки этих заводов. В 1939 г. по специальному постановлению правительства были выделены средства в сумме 300 тыс. руб. на строительство Мигаловской линии. Одноколейный трамвайный путь, протяжением в 2,3 километра, был построен в течение 3-х месяцев к 22-й годовщине Октябрьской революции. В 1940 г. был построен одноколейный трамвайный путь от Вагонзавода до Горбатого моста.
В конце 1940 г. действовало 8 трамвайных маршрутов: №1 Пролетарка - Совбольница (4,8 км) №2 Пролетарка - Вокзал (6,7 км) №3 Вагонзавод - Мясокомбинат (5,3 км) №4 Вагонзавод - КРеПЗ (8,0 км) №5 Горбатый мост - Вокзал (7,5 км) №6 Пролетарка - ф-ка им. Ворошилова (2,3 км) №7 Мясокомбинат - дер. Старая Константиновка (3,0 км) №8 Пролетарка - пос. Мигалово (4,5 км)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Под ударами врага, оказывая ожесточенное сопротивление, Красная Армия с боями отступала на восток. К началу октября фронт подошел к Калинину. 14 октября немецко-фашистские войска ворвались в город, завязались уличные бои, в ходе которых многие трамвайные вагоны, брошенные на улицах городах были уничтожены, кроме того нередко они становились частью баррикад, перекрывавших улицы города. 17 октября немецко-фашистские войска почти полностью заняли город, в руках Красной Армии осталось только небольшая часть Затверечья (противник не смог выбить оттуда подразделения 256-й стрелковой дивизии). Во время оккупации тверской трамвай был разрушен (было уничтожено и вывезено в Германию 43 км трамвайных путей).
Калинин освободили 16 декабря 1941 года 29-я и 31-я Армии Калининского фронта. Практически сразу после освобождения города встала задача восстановить трамвайное сообщение, поэтому в трамвайный парк посылали несколько директоров, однако они не справились с поставленной задачей. Удалось это Филатову Анатолию Ивановичу. Трамвайные пути были восстановлены, трамвайные вагоны получены из Саратова — и в 1945 году трамвай был восстановлен. Анатолий Иванович создал подсобное хозяйство, где выращивали овощи и держали свиней, так что сотрудники не голодали. Это хорошо помнит Клавдия Ивановна Тяпина — председатель Тверского партизанского движения. Директор Анатолий Иванович Филатов получил телеграмму с благодарностью от имени Сталина.[1]
В 1956 году открыто движение трамваев по Нововолжскому мосту, а через год закрыт дублирующий участок, проходящий от пл. Мира до пл. Революции. В 1954-60 гг. велось активное строительство новых трамвайных линий в Новопромышленном районе. Линия начиналась от бывшей Московской заставы (теперь пл. Гагарина), следовала в южном направлении до Рыбокоптильного завода с ответвлением в западном направлении по Новопромышленной улице, до просп. Чайковского. По мере укладки пути участки вступали в эксплуатацию. В октябре 1954 года возник маршрут № 8 от завода "Искож" до Новопромышленной пл., потом он был продлен до Швейной фабрики, потом через Круглую площадь до Вокзала в 1960 году. В 1962 году построен и введен в эксплуатацию двухколейный участок рельсовых путей по улице Орджоникидзе от Новопромышленной площади (ныне Терешковой) до Рыбокомбината. В 1967 г. построена новая трамвайная линия от проспекта Калинина, через новый Тьмацкий мост у Камвольного комбината, улицу Спартака, проезд Дарвина до проспекта Чайковского. В ноябре 1967 году был организован новый маршрут № 13 от 1-й Республиканской улицы по просп. Калинина, ул. Спартака, проспекту Победы, ул. Орджоникидзе до Рыбокомбината. В 1970-1974 гг. осуществлено строительство трамвайной линии по улицам Благоева - Хрустальной, на участке от ул. Горького до Кольцевой ул. Возникновение этой линии связано со строительством подъездного пути к трамвайному депо № 2. После реконструкции Кооперативного переулка (Тверской проспект) в 1973-1976 гг. с улицы Урицкого перенесены рельсовые пути трамвая. Одновременно с открытием Восточного моста 6 ноября 1981 году был введён новый, 15-й маршрут трамвая "Рыбокомбинат - ул. Маяковского - дер. Старая Константиновка". В 1982 году введен в эксплуатацию участок от Железнодорожного вокзала до Автовокзала. 31 декабря 1988 года открыт новый трамвайный маршрут №17 "Южный — Искож". Трамвайные маршруты №12 и №15 продлены до кольца "пос. им. Крупской". В 1990 году проложена линия от кольца "пос. им. Крупской" до микрорайона Южный. В 1996-1997 гг. прекращено трамвайное движение по улицам Софьи Перовской и Советской до пересечения с Тверским проспектом. В 1999 году трамваи перестали ходить по всей Советской улице и улице Вагжанова. 1 июня 2004 года закрыта трамвайная линия, проходящая через Восточный мост. В 2009 году было закрыто три линии - линия от Республиканской улицы до поселка Мигалово, участок от пл. Терешковой до комбината "Искож" и линия от бульвара Цанова в Южный.
С 2008 года трамвайное хозяйство Твери управляется МУП «Городской электротранспорт». Предприятие находится на проспекте Чайковского, рядом с трамвайным депо № 1.
Предыдущая управляющая организация МУП «ТТУ» признана банкротом[2].
В Твери расположены два трамвайных парка:
Трамвайный парк № 1, расположенный на проспекте Чайковского (Центральный район) закрыт 1 октября 2010 года. Имеющиеся в нём трамваи переведены в трамвайный парк № 2, однако часть вагонов были списаны и соответственно порезаны.
С 1 октября 2010 года трамвай обслуживается парком № 2 — на ул. Хрустальной (Соминка)[3].
По состоянию на январь 2010 года в Твери эксплуатируются следующие модели трамваев:
См. также фотогалерею «Трамваи Твери» на сайте Таганрогского транспорта и страничку о Тверском трамвае на СТТС
По данным бывшего директора Трамвайно-троллейбусного управления Д. К. Соболева, всего в инвентаре числится 106 трамваев, ежедневный выпуск составляет 36 трамваев. Трамвайный парк сильно изношенный, амортизация составляет 78 процентов[4].
По данным сайта СТТС по состоянию на январь 2010 года в Твери имеется примерно 140 пассажирских вагонов[5] По состоянию на начало декабря — 133 вагона, из них 50 вагонов не используются.планируется к утилизации около 40 вагонов, как полностью выработавшие свой ресурс.
Сведения о работе отдельных маршрутов трамваев в г. Твери, 2011 г.[6] | |||||
---|---|---|---|---|---|
№ | Время начала работы раб./вых. |
Время окончания работы раб./вых. |
Кол-во поездов раб./вых. |
Интервал движения, мин, min-max раб./вых. |
|
5 | 5.03/5.03 | 23.00/23.00 | 8/8 | 12-15/12-15 | |
6 | 6.18/6.26 | 19.27/19.27 | 4/4 | 23-23/23-23 | |
10 | 5.15/5.15 | 22.49/22.49 | 7/7 | 15-30/15-30 | |
11 | 4.55/4.55 | 23.07/23.07 | 8/8 | 10-15/10-15 | |
13 | 4.38/4.38 | 23.13/22.55 | 11/8 | 8-12 |
Внешние изображения | |
---|---|
17 апреля 2000 года. Маршрут №1 (проезд Дарвина) | |
13 октября 1992 года. Маршрут № 2 (ул. Советская — Тверской проспект) |
В случае если снимут линию по Тверскому проспекту возможно возобновления движения, однако, несмотря на проведённый ремонт, Восточный мост находится в полуаварийном состоянии, что, к сожалению, в настоящий момент не представляет возможности восстановления трамвайного движения.[7]
Согласно опросу, проведенному газетой «Комсомольская правда», подавляющее большинство респондентов (85,5 %) высказались за сохранение трамвая в Твери, и только 12,2 % высказались против[8]. Кроме того, отмечается, что трамваи являются своего рода «визитной карточкой» Твери[9].
Тверской трамвай.