Театр юношеского творчества

20-05-2023

Театр юношеского творчества (ТЮТ) — юношеский драматический театр в Санкт-Петербурге, часть Санкт-Петербургского Государственного Дворца Творчества Юных (Дворец пионеров им. Жданова).

Содержание

История Театра

Театр был основан в 1956 году российским педагогом и режиссером детского театра Матвеем Григорьевичем Дубровиным (1911—1974)[1].

Изначально занимал помещения в Художественном отделе Дворца пионеров, расположенном в одном из корпусов Кваренги. Здесь же находилась первая Малая сцена ТЮТа на 70 мест. Крупные постановки шли в Театре Народного Творчества (ТНТ) на улице Рубинштейна 13.

В 1985 году, по завершении строительства Театрально-Концертного комплекса, ТЮТ переехал в новое здание, где с комфортом разместился на 5-ти этажах и двух сценах. Техническое обеспечение сцен одно из лучших в городе. Так же предполгался отдельный вход в театр со стороны Фонтанки. Но в связи со строительством бассейна этот вход не функционирует. Основные спектакли проходят на малой сцене ТЮТа, рассчитанной на 137 мест.

Создавая ТЮТ, Дубровин выдвинул теорию комплексного воспитания ребенка средствами театрального искусства. Его методика заключалась в том, чтобы воспитать личность посредством театра. Профессиональный «взрослый» театр можно рассматривать как некую вертикаль, где на вершине находятся режиссер и актёры, а подножие занимают театральные цеха: костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители… Дубровин создал круг, где все театральные профессии являются тропинками к спектаклю, результату труда юных тютовцев. Каждый из ребят выбирал производственный цех по своему вкусу и, работая в нем, вносил свой вклад в создание спектакля. Это в какой-то мере избавляло юных актёров от «звездной» болезни. Ведь трудно зазнаваться, если сегодня ты выступаешь на сцене, а завтра за кулисами помогаешь своим товарищам.

Из книги И. Кона «Мальчик — отец мужчины»

Вообще говоря, жизнь в ТЮТе была не беспроблемной. Благодаря наличию производственных цехов, в нем мог найти себя и отличиться не только будущий талант, а и самый обычный ребенок. Для детей главным было общение, которое часто отодвигало на задний план и семью, и школу. Разумеется, хорошая школьная успеваемость была обязательным условием, если ребенок не успевал, его не допускали в ТЮТ. Но регулярное посещение ТЮТа требовало времени. Как это скажется на будущем ребенка, особенно старшеклассника? Обеспокоенная мама приходила к Сазонову и спрашивала: «Что, мой мальчик талантлив, у него есть шанс поступить в театральный институт?» — «Да нет, он у нас больше преуспевает в изготовлении декораций». — «Так зачем же он теряет время? Пусть лучше займется чем то полезным для будущей карьеры!» Но мальчик не хотел уходить из ТЮТа, ему было тут хорошо. Любящие родители, мыслящие жизнь своего ребенка как карьеру, не понимают, что хорошо проведенное трудное время, каким является для многих отрочество и юность, это не потеря, а приобретение, только не материальное, а эмоциональное.

Стоит так же отметить, что Дубровин серьезно изучал и применял в работе с детьми педагогические приемы Макаренко. Так в театре существовало самоуправление. Наравне с педсоветом работал и Совет театра, в который избирались ребята путем всеобщего голосования. Они решали многие вопросы жизни театра, но вместе с тем должны были подчиняться ответственным дежурным или бригадирам, назначавшимся на тот или иной вид деятельности. После смерти Дубровина в 1974 году театр не прекратил своего существования, а продолжал работать. Выпускались спектакли, продолжались выезды в летние лагеря, на гастроли. Все это оказалось возможным благодаря тому, что педагогический коллектив театра состоял преимущественно из выпускников ТЮТа. Существовала преемственность поколений. После М. Г. Дубровина художественным руководителем стал заслуженный работник культуры России Евгений Юрьевич Сазонов, ученик Дубровина[2].

В 2006 году Театр Юношеского Творчества отметил свое 50-летие. К этой дате силами ТЮТовцев была выпущена книга «В Кругу Матвея Дубровина» (Санкт — Петербург. «Балтийские сезоны» 2006), в которой собраны воспоминания «первого поколения» о своем учителе. Собственную книгу воспоминаний о ТЮТе Дубровин так и не успел завершить. 22 апреля 2011 года Театру Юношеского Творчества исполнилось 55 лет.

Студийцы

Поступление в театр происходит почти так же, как и в театральный институт. Ребятам предстоит пройти три тура, на которых необходимо рассказать стихотворение, басню, спеть песню. Ребят могут попросить исполнить небольшой этюд на заданную тему. Оценивают старание будущих актёров педагоги и режиссеры ТЮТа. И хотя со стороны все это выглядит более, чем серьезно, туры проходят в дружеской, благожелательной обстановке.

В это же время для ребят проводится экскурсия по ТЮТу, где их знакомят с производственными цехами, особенностями работы. На основе полученных знаний каждый «соискатель» выбирает ту театральную профессию, которая его больше всего заинтересовала. Запись на туры традиционно проходит в первых числах сентября. Попробовать свои силы могут подростки с 11-ти лет и до окончания школы.

Первый год в ТЮТе — самое сложное и увлекательное время. Вновь поступившие ребята именуются «студийцами». Они еще только учатся быть тютовцами. Занятия проходят три раза в неделю. Два дня — студия актёрского мастерства, один день — студия цеха. Студии актёрского мастерства разделены по возрастам, занятия проводят режиссеры театра. Ребята изучают основы актёрского мастерства, выполняют этюды и упражнения. К концу года каждая студия готовит выпускной учебный спектакль, на котором присутствуют «все свои»: родители, педагоги, тютовцы.

В студии цеха ребята изучают основы одной из театральных профессий, которой они отдали предпочтение при поступлении. Занятия ведут педагоги цехов. И хотя в театре не ставится задача досконального изучения той или иной профессии, ребята сами стремятся к самосовершенствованию. Некоторые производственные цеха (осветительский, звуковой) имеют ограничения по возрасту, туда принимают юношей и девушек с 14-ти лет. Это происходит в связи с тем, что ребятам предстоит изучать и работать на профессиональной театральной аппаратуре.

В конце года студийцы торжественно переименовываются в тютовцев. По итогам учебных спектаклей ребят распределяют по творческим группам, в которых им предстоит совершенствоваться в актёрском мастерстве в последующие годы. Так же продолжается их работа в производственных цехах, ребята привлекаются к обслуживанию спектаклей, идущих на сцене ТЮТа.

Изучение актёрского мастерства и театральной профессии дает возможность ребенку раскрепоститься, уйти от обыденности школьных уроков. В этом и заключается суть педагогического новаторства ТЮТа: созидание Прекрасного, отношение к любому делу как к творчеству, позволяющему каждому осознать себя как личность и реализовать свой духовно-творческий потенциал.[3]

Цеха

В ТЮТе двенадцать обслуживающих цехов:

  • живописный
  • поделочный
  • бутафорский
  • макетный
  • пошивочный
  • костюмерный
  • гримерный
  • осветительский
  • звукооператорский
  • монтировочный
  • администраторский
  • цех помощников режиссера

Во главе цеха стоит руководитель цеха, ему помогают педагоги цеха.

Занятие в одном из цехов обязательно для студийцев. Таким образом участники получают навыки театральных профессий и подготавливаются к работе на настоящих тютовских спектаклях.

Спектакли

В репертуаре театра есть пьесы зарубежных и отечественных писателей. От Шекспира[4] и Чехова[5] до Ибсена[6],Данилы Привалова[7] и Шекли[8].

Имена

ТЮТ стал первой театральной школой для многих деятелей петербургского и российского театра. Николай Буров[1]

Литература

  • Сазонов Е. Ю. «Город мастеров: Из опыта работы Театра юношеского творчества Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени Дворца пионеров им. А. А. Жданова» М.: Педагогика, 1984.
  • «В Кругу Матвея Дубровина» Санкт — Петербург. «Балтийские сезоны» 2006
  • Кон И. С. «Мальчик — отец мужчины» Издательство: Время, 2009 г. (глава 8)

Ссылки

  • Официальный сайт театра
  • Сайт тютовских выпускников
  • Список тютовцев
  • Точка отсчета — ТЮТ
  • Ганелин Е. Р. «Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр»
  • Жизнь длинною в ТЮТ
  • Маятник жизни всегда возвращается к незыблемым понятиям
  • Две роли с Николаем Буровым
  • Граф ленинградской сцены
  • Дифирамб с Александром Галибиным

Примечания

  1. Театр Юношеского Творчества. Краткая справка
  2. Жизнь длинною в ТЮТ
  3. «Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр»
  4. «Гамлет», реж. Е. Сазонов)
  5. «Дядя Ваня», реж. Е. Сазонов)
  6. «Пер Гюнт», реж. Ю. Красиков)
  7. «5-25», реж. Е. Гороховская)
  8. «Билет до планеты Земля», реж. П. Некрасов)
  9. Две роли с Николаем Буровым
  10. Маятник жизни всегда возвращается к незыблемым понятиям
  11. Дифирамб с Александром Галибиным
  12. Граф ленинградской сцены
  13. Фильштинский Глеб Вениаминович Театральный художник по свету Мариинского театра


Театр юношеского творчества.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47