Теория взаимозависимого возникновения, взыскание задолженности с взаимозависимого лица по налогам, возникновения электрического тока в замкнутом контуре

24-01-2024

Прати́тья-самутпа́да (пали paṭiccasamuppāda IAST, санскр. प्रतीत्यसमुत्पाद, pratītyasamutpāda IAST), или теория взаимозависимого возникновения, — в буддийском учении — концепция причинности, разработанная в попытке уяснить причины страдания и способы избавления от него[1].

Есть различные формулировки концепии пратитья-самутпада. Например: «Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то, если это исчезает, то исчезает и то»[1]. Пратитья-самутпада постулирует, что в мире перерождений всё обусловлено; нет ни причин, ни следствий; определена не сущность явления, но лишь условия его возникновения и невозникновения[1].

Закону взаимозависимого возникновения подчинены отношения между дхармами в пространстве и времени[1]. Классическая схема, описывающая действие этого закона причинности, состоит из двенадцати звеньев-нидан.

Теория взаимозависимого возникновения, как пояснял Будда, позволяет избегать крайностей, во-первых, этернализма, то есть учения о том, что есть некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий, а во-вторых, нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность уничтожения всего существующего[2].

Содержание

Мантра взаимозависимого возникновения

Происхождение мантры связано с историей, изложенной в Винае. Один из первых архатов-учеников Будды — Ашваджита — суммировал преподанное им учение в виде стихотворной строфы по просьбе Маудгальяны. Строфа, гласившая: «Все дхармы [явления] причинно происходят; эти причины объяснил Татхагата, объяснил также и их прекращение; таково учение великого шрамана», стала известна как мантра взаимозависимости и широко применяется в тибетском буддизме:

ཨོཾ་ཡེ་དྷ་རྨཱ་ཧེ་ཏུ་པྲ་བྷ་ཝཱ་ཧེ་ཏུནྟེ་ཥཱ་ནྟ་ཐཱ་ག་ཏོ་ཧྱ་ཝ་དཏ།ཏེ་ཥཱན་ཙ་ཡོ་ནི་རོ་དྷ་ཡེ་ཝཾ་ཝཱ་དཱི་མཧཱ་ཤྲ་མ་ཎ་ཡེ་སྭཱ་ཧཱ།

Ом е дхарма хету прабхава, хетунтешан татхагатохьявадат, тешам чаё ниродха, эвам вади махашраманае сваха

Критика

Буддолог Б. И. Кузнецов после изучения большого количества наиболее древних текстов выразил мнение о том, что теория взаимозависимого возникновения и некоторые другие основные буддийские концепции сформировались окончательно только в сарвастивадской буддийской школе. Более поздний характер основных буддийских концепций, по сравнению со временем жизни Будды, предполагают и некоторые другие исследователи[3].

Примечания

  1. ↑ «Пратитья-самутпада» — статья в Новой философской энциклопедии.
  2. [1] — В книге: С. Чаттерджи, Д.Датта. Древняя индийская философия. М.: «Издательство иностранной литературы», 1955.
  3. Лысенко, 2003, с. 45—46

Литература

Ссылки

Теория взаимозависимого возникновения, взыскание задолженности с взаимозависимого лица по налогам, возникновения электрического тока в замкнутом контуре.

Костров, Алексей Владимирович, Категория:Средства массовой информации Германии, Чхув, 175-я дивизия.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47