Терафим

23-09-2023

Терафим — (евр. תְּרָפִים trafím; лат. therafin) — в Древнем Израиле название родовых антропоморфных идолов (фигурки-фетиши[1]) и почитавшихся домашними божествами (аналог пенатов[2]). Представляли собой небольшие грубо сделанные статуэтки[3]. Согласно Елене Рерих, терафим — это талисман[4]

Содержание

Этимология

Этимология слова терафим спорна: одна группа ученых считает, что оно произошло от арабского слова со значением «дарить благо и изобилие»; другая — что его можно перевести с арабского как «мерзость»; третья — что оно происходит от арабского слова «маска»; четвертая полагает, что его основу составляет хеттско-хурритское слово со значением «дух», «демон».[5] Также отмечается, что слово имеет окончание множественного числа -im [6]

Библейские упоминания

В Библии впервые терафимы (в синодальном переводе, в Вульгате и Септуагинте идолы - лат. idola; греч. εἴδωλα) появляются в связи с Рахилью. Она забирает их из дома отца своего Лавана Арамеянина в Месопотамии (Быт.31:19), из чего обычно делается вывод, что культ терафимов попал к израильтянам от арамеев. Рахиль прячет терафимов под седлом верблюда (Быт.31:34), что указывает на их компактные размеры, напоминающие куклу. После прибытия в Ханаан Иаков приказал домашним своим оставить все предметы суеверия, в том числе и похищенных Рахилью терафимов ("богов чужих"): они были закопаны под дубом близ Сихема (Быт.35:4). Е.П. Блаватская полагает, что здесь речь идет о глиняных статуэтках, изображавших родителей[7].

Культ терафимов сохранился у халдеев в более позднее время — к ним обращались, чтобы узнать будущее (Иез.21:21). Во времена судей упоминается о практике создания терафимов в израильской среде (Суд.17:5), что, впрочем, не мешало евреям почитать "главного" бога Яхве. Пытался бороться с терафимами самарийский пророк Осия (Ос.3:4) и иудейский царь Иосия (4Цар.23:24), но культ терафимов как предсказателей будущего сохранялся у евреев вплоть до времени пророка Захарии (Зах.10:2), т.е. до времени возвращения из Вавилонского плена и формирования ветхозаветного канона.

В оккультизме

В литературе XIX века (проф. Д.А. Хвольсон) существовали представления (со ссылкой на рабби Елеазара), что терафимы изготавливались из засушенных голов младенцев (см. Молох), убитых во время тайных религиозных церемоний, совершаемых иудеями каббалистической традиции. Впоследствии эти головы позволяли связываться с миром духов (ангелов) и предсказывать будущее. Голова бальзамировалась и ей под язык клалась золотая пластинка с магическим именем[8][9]. Изготовление терафима как головы приписывалось Сильвестру II.

Существуют версии, согласно которым загадочный Бафомет, культовый предмет тамплиеров, представлял собой колдовской терафим — заимствованный от евреев или арабов деревянный кумир, обтянутый кожей младенцев и обмазанный их жиром. Подобный терафим позволял аккумулировать универсальную магическую энергию[10]

В современном оккультизме терафим — это некий «заклятый предмет», «собиратель» магической, парапсихической энергии, в основе которого могли лежать мумифицированные останки. Иногда примером терафима называют мумию Ленина в Мавзолее на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве.[11]

Примечания

  1. Ветхозаветный иудаизм. Иеговы
  2. Толковая Библия. Книга Бытия. Гл. 31
  3. Крывелев И.А. Книга о Библии. Гл. 3
  4. Терафим
  5. Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Отцы Авраама - Книга I (22- 27 )
  7. Е.П. Блаватская. ОДУШЕВЛЕННЫЕ СТАТУИ (ANIMATED STATUES)
  8. А. Одинцов. Раса богов и языческое поклонение в иудейской религиозной традиции
  9. А. Титков. Об истоках одного Булгаковского сюжета
  10. А. Аванесов. Братья Иисуса Христа или храма Соломона?
  11. Салтан М., Щербатов Г. Тайны зиккурата и терафима на Красной площади

Ссылки

  • Терафим (библейские словари)
  • Терафим

Литература

  • Идолопоклонство у древних евреев / Пальмов М., преп. Нижегор. духов. семинарии. – С.-Пб.: Скоропеч. и лит. И.Ф. Пухира, 1897. – 446 с.

Терафим.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47