Трамвайный проспект (Санкт-Петербург)

18-10-2023

(O)

Трамвайный проспект
Санкт-Петербург
Общая информация
Район города Кировский
Протяжённость 2,1
Ближайшие станции метро «Ленинский проспект»

Трамвайный проспект
на карте OpenStreetMap
на карте Яндекс
на карте Google
Трамвайный проспект на Викискладе

Трамвайный проспект — проспект в Кировском районе Санкт-Петербурга. Начинается, отходя под прямым углом, от проспекта Стачек в юго-восточном направлении. При пересечении с бульваром Новаторов меняет направление на восточное. Заканчивается у линии Октябрьской железной дороги, недалеко от железнодорожной платформы Ленинский проспект.

Содержание

История

Проложен в 1904 году по землям посёлка Княжево, устроенного во владениях князя Н. Е. Куткина. Название «Трамвайный проспект» было дано новой магистрали сразу же, и было связано с предполагавшейся еще в конце XIX века прокладкой трамвайной линии по Петергофской дороге (сейчас — проспект Стачек). Линия начала строится только в 1913 году Обществом Ораниенбаумской электрической железной дороги (ОРАНЭЛ), а вблизи проспекта была возведена трансформаторная подстанция и трамвайный парк (существует до сих пор, адрес — проспект Стачек, 91, современное название — парк им. И. Е. Котлякова). Трамвайное сообщение было открыто в 1916 году.

Застройка проспекта в первой половине XX века была деревянной. В 1960-х гг проспект вошёл в возводимый район новостроек Дачное и подвергся перепланировке. К старой, первоначальной части Трамвайного относится участок, перпендикулярно отходящий от проспекта Стачек, далее, после пересечения с бульваром Новаторов, участок спланирован позднее. Тогда же нечётную сторону застроили пятиэтажными жилыми домами Автовского домостроительного комбината (ДСК) — «хрущёвками». Четная сторона является нежилой и занята промышленными и складскими зонами, а также школьными зданиями. В 1966 году в районе пересечения проспекта с бульваром Новаторов вывели первую наземную ветку метро со станцией «Дачное», расположенной на месте д. 18-а. Платформа «Дачное» была закрыта с постройкой подземной станции «Ленинский проспект», здание и платформа перестроены, и с 1982 года здесь располагаются подразделения ГАИ (ГИБДД).

Здания

На проспекте находятся ФГУП НИИ командных приборов (д. 16, построено в 1960-е), центр занятости (д. 12, 1992) и три большие школы-интерната (1960-е, арх. С. И. Евдокимов, Г. М. Вланин, М. Д. Левин, инж. А. Я. Кириллов). Архитектурной доминантой проспекта является многоярусное 15-этажное здание НИИ Галургии (д. 26, построено в 1982 году, группа архитекторов под рук. А. В. Жука)[1], клиника Петербургского Метрополитена (д. 22 к. 2), торговый центр «Нарва» (д. 17).

Пересечения

Не считая проспекта Стачек, являющегося началом улицы, Трамвайный проспект пересекают: улица Зины Портновой, бульвар Новаторов, проспект Народного Ополчения и Троллейбусный проезд.

Интересные факты

  • Вопреки названию, трамвай никогда не ходил по Трамвайному проспекту.

Литература

  • Никитенко Г. Ю. Трамвайный проспект. За культуру и безопасность движения. Бюллетень Госавтоинспекции. 1982. № 11
  • Гольцев Н. Н. История ОРАНЭЛЫ — стрельнинской трамвайной линии. К 100-летию СПб трамвая. СПб., 2006
  • Жук Е. А., Дроздов В. Ф. Институт галургии. Проект инженерно-лабораторного корпуса. САЛ. 1982. № 4

Галерея

Ссылки

  • Энциклопедия СПб

Примечания

  1. Трамвайный проспект//Энциклопедия Санкт-Петербурга.

Трамвайный проспект (Санкт-Петербург).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47