18-10-2023
Василий Саввич Тютюнник | |
Основная информация | |
---|---|
Имя при рождении |
Василий Саввич Тютюнник |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии |
оперный певец |
Певческий голос |
Василий Саввич Тютюнник (24.3(7.4).1860, г. Недригайлов Харьковской губернии, ныне Сумская область (по некоторым источникам родился в Самаре[1]) — 24.5.1924, Москва) — оперный певец (бас), режиссёр и вокальный педагог.
Отец певца В. В. Тютюнника (1905—1985; в 1948—1959 был солистом (бас) Большого театра)[2].
Содержание |
Окончив самарскую гимназию, уехал в Москву. В 1881—1886 гг. — студент Московской консерватории[3]: начал обучение игре на скрипке, затем перешел в вокальный класс; педагоги Л. Казати, Дж. Гальвани, с 1883 — Ф. П. Комиссаржевский, педагог по сценическому мастерству И. Самарин. Окончил консерваторию с большой серебряной медалью.
В годы учебы выступал в ученических спектаклях и концертах.
Сразу по окончании Московской консерватории принят в петербургский императорский Мариинский театр[3]. В 1886—1888 гг. — солист петербургского Мариинского театра.
Одновременно принимал участие в спектаклях Итальянской оперы при императорских театрах в Петербурге[1].
В 1888—1912 — солист московского Большого театра. На этой же сцене выступил и как режиссер оперных спектаклей. В 1903—1910 гг. — исполняющий обязанности главного режиссёра московского Большого театра, сменив А. И. Барцала, а в 1911 на эту должность заступил В. П. Шкафер[4][5].
В 1912 году певец покинул сцену Большого театра; прощальный бенефис певца состоялся в партии Папагено — «Волшебная флейта» В. А. Моцарта[1]. Эта опера в Большом театре прозвучала впервые в 1889 году, когда молодой певец Василий Тютюнник выступил именно в этой партии.
В последние месяцы свой работы на сцене Большого театра, а также уже уйдя оттуда, в 1911—1917 гг. Василий Савич принимал активное участие в организации общедоступных спектаклей в московском Грузинском и Сергиевском Народных домах, где поставил несколько оперных представлений, среди которых оперы «Жизнь за царя», «Измена» и др.
В 1917—1924 — режиссёр в Вокальной студии им. П. Чайковского.
Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) отмечал: «Обладал небольшим гибким голосом широкого диапазона. Исполнение отличалось тонкой фразировкой и чувством стиля. Актерское дарование певца проявилось в острохарактерных ролях»[1].
Певец похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Пел п/у У. И. Авранека, И. К. Альтани, А. С. Аренского, Э. Ф. Направника, В. И. Сука.
В 1888 исполнил сольную партию в кантате «На смерть императора Иосифа I» Л. Бетховена.
7 марта 1893 исполнил партию Сатаны из музыки Э. Ф. Направника к драматической поэме «Дон Жуан» А. Толстого.
С 1906 года выступал в концертах Кружка любителей русской музыки с исполнением романсов А. Даргомыжского, М. Мусоргского, М. Балакирева, А. Рубинштейна. В репертуаре певца были произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского.
Во второй половине 1880-х гг. В. Тютюнник пел в московском доме А. Чехова на Якиманке[1].
Вацлав Сук посвятил певцу свой романс «Молчи» (op. 18 № 1, 1911).
В 1891—1901 преподавал в Синодальном училище.
В 1910—1920 [1][3] (или с 1890-х гг. до 1924 [1]) — в московском Музыкально-драматическом училище В. Ю. Зограф-Плаксиной (профессор, вел классы сольного пения и вокального ансамбля).
В 1920—1924 — в Московской консерватории (профессор, в 1920—1922 декан факультета).
Среди его учеников: А. С. Пирогов, И. М. Скобцов, Д. Ф. Тархов, В. В. Тютюнник.
Тютюнник, Василий Саввич.