23-10-2023
Тяжёлые крейсера типа «Альмиранте Браун» | ||
---|---|---|
|
||
Тяжёлый крейсер «Альмиранте Браун» | ||
Основная информация | ||
Тип | Тяжёлый крейсер | |
Государство флага | Аргентина | |
Принадлежность | ВМС Аргентины | |
Верфь | Odero-Terni-Orlando | |
Строительство начато | 12.10.1927/29.11.1927 | |
Спущен на воду | 28.09.1929/11.08.1929 | |
Введён в эксплуатацию | 18.07.1931/11.07.1931 | |
Выведен из состава флота | 27.06.1961/24.03.1960 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | стандартное — 6800 т, полное — 9000 т |
|
Длина | 162,5 / 170,8 м | |
Ширина | 17,82 м | |
Высота | 33,5 м | |
Осадка | 4,66 м | |
Бронирование | пояс — 70 мм, палуба — 25 мм, башни — 50 мм, рубка — 65 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 ТЗА Parsons, 6 ПК «Yarrow» | |
Мощность | 85 000 л. с. | |
Скорость | 32 узла | |
Дальность плавания | 8030 морских миль на скорости 14 узлов | |
Экипаж | 780 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3 × 2 — 190-мм/52, 6 × 2 — 102-мм/45 |
|
Зенитная артиллерия | 6 × 1 — 40-мм/40 | |
Торпедно-минное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата | |
Авиационная группа | 1 катапульта, 2 самолёта |
Тяжёлые крейсера типа «Альмиранте Браун» — тип тяжёлых крейсеров аргентинских военно-морских сил. Всего было построено 2 единицы: «Альмиранте Браун» (Almirante Brown), «25 мая» (25 de Mayo). Первые и последние тяжёлые крейсера Аргентины.
Содержание |
К концу 1920-х годов Аргентина располагала самыми многочисленными ВМС в Латинской Америке. Однако если становой хребет флота был представлен относительно современными линкорами типа «Ривадавиа» (Rivadavia), то состояние крейсерских сил было плачевным. В составе флота числились 6 крейсеров — 4 броненосных и 2 бронепалубных постройки 1892—1898 годов[1]. В описываемый период они совершенно устарели и представляли разве что музейное значение. Что касается традиционных противников Аргентины, то положение во флоте Чили было не лучше. В строю находились 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера постройки 1890—1898 годов, ничуть не большей ценности чем аргентинские[2]. Однако другой традиционный противник — Бразилия, помимо одного устаревшего крейсера располагала 2 единицами типа «Байя» (Baia) — гораздо более совершенными кораблями 1910 года постройки, слабо вооружёнными, но оснащёнными паровыми турбинами, что позволяло им легко уходить от любых аргентинских кораблей[3]. Поскольку возможность войны с этими державами считалась реальной, подобное соотношение крейсерских сил представлялось нетерпимым.
Аргентина первой половины XX века считалась сравнительно процветающим государством и деньги на новые корабли были изысканы без особых проблем. В 1926 году была принята десятилетняя программа обновления флота стоимостью 75 млн песо, в рамках которой предполагалось строительство 3 тяжёлых крейсеров. Не располагая развитым кораблестроением, Аргентина объявила международный конкурс, который выиграла итальянская компания OTO. В том же году OTO получила заказ на два корабля общей стоимостью 2 450 тысяч фунтов стерлингов[4]. Вместо третьего корабля серии в Великобритании был позже заказан лёгкий крейсер «Ла Архентина» (La Argentina).
При разработке проекта «Альмиранте Браун» итальянцы естественно опирались на национальные разработки. В то время на итальянских верфях строились первая пара тяжёлых крейсеров типа «Тренто», которые и послужили образцом для «Альмиранте Браун». Фактически аргентинский проект представлял собой уменьшенный «Тренто». Новый корабль очень напоминал итальянский прототип внешне, хотя имел лишь одну дымовую трубу, бронирование и вооружение также было пропорционально ослаблено.
Корпус характеризовался сильно выраженным бульбовым образованием форштевня и большим развалом носовых шпангшутов, имеет полубачную конструкцию — полубак занимал около 70 % длины корабля. Система набора смешанная (продольная в пределах цитадели, поперечная в оконечностях). Внешний облик кораблей: одна массивная дымовая труба, закрытая носовая надстройка, короткая фок-мачта, высокая грот-мачта (с краном).
Бронирование в основном повторяет «Trento». Цитадель простиралась от барбета носовой до барбета кормовой башни ГК. Пояс толщиной 70 мм опускался на 0,6 м ниже ватерлинии и замыкался траверзами толщиной 40-60 мм. Сверху на него опиралась плоская 25-мм бронепалуба. Выше пояса борт до уровня главной бронепалубы бронировался 25-мм листами. Толщина лобовых плит башен — 50 мм, стенок боевой рубки — 65 мм. Броня фирмы «Корнильяно».
Артиллерия. Главный калибр — 190-мм/52 орудия фирмы «ОТО» размещены в 3-х 2-орудийных башнях. Дальность стрельбы 90-кг снарядом до 27300 м при угле возвышения 46°
«Альмиранте Браун»[5] — заложен 8 февраля 1925 г., спущен 4 октября 1927 г., вошёл в строй 3 апреля 1929 г.
Аргентина не участвовала во Второй мировой войне и её кораблям не пришлось нести тяготы боевой службы. На протяжении всей карьеры «Альмиранте Браун» действовал у берегов Южной Америки, лишь однажды посетив Нью-Йорк в 1949 году[6]. Тем не менее, именно с ним связана единственная потеря аргентинского флота в 1939—1945 годах. 3 октября 1941 года, во время манёвров, проходивших в сильный туман, «Альмиранте Браун» протаранил и потопил свой же эсминец «Корриентес» (Corrientes), а затем на крейсер навалился линкор «Ривадавиа» и причинил ему серьёзные повреждения. Ремонт занял три месяца.
«Альмиранте Браун» был списан в 1961 году и продан на слом в Италию.
«25 мая»[7] — заложен 22 июня 1925 г., спущен 24 октября 1926 г., вошёл в строй 21 декабря 1928 г.
«25 мая» вошёл в состав флота одновременно с «Альмиранте Браун». На протяжении последующих лет он нёс рутинную службу у родных берегов, изредка посещая соседние страны. Наиболее ярким моментов в его карьере стал 1936 год, когда «25 мая» действовал у берегов Испании во время проходившей там гражданской войны и обеспечил эвакуацию аргентинских граждан из порта Аликанте (Alicante).
«25 мая» был выведен в резерв в 1959 году, спустя год исключён из состава флота, а в 1961 году вместе с «Альмиранте Браун» продан на слом.
Спроектированный по итальянскому образцу, «Альмиранте Браун» унаследовал все недостатки прототипа. Конструкция корпуса оказалась слабой, механизмы ненадёжны, а сам корабль перегружен вооружением и оборудованием. В сравнении с тяжёлыми крейсерами других стран, проект выглядел бледно. Даже самые слабые из зарубежных «вашингтонцев», такие как японские «Аоба» и «Фурутака», а также британский «Йорк», имели заметное превосходство в огневой мощи и защищённости.
Но аргентинцы и не планировали воевать с великими державами. Их потенциальными противниками являлись флоты Бразилии и Чили, так и не обновившие свои крейсерские силы вплоть до конца 1940- годов. В результате пара этих крейсеров вывела аргентинский флот на новый качественный уровень и обеспечила подавляющее преимущество над соседями. От тихоходных линкоров противника «Альмиранте Браун» и «25 мая» легко уходили, а любые другие корабли бразильского и чилийского флотов могли догнать и расстрелять с недосягаемой для тех дистанции.
Несмотря на определённую напряжённость в отношениях, до войны с Бразилией или Чили дело не дошло. Однако явное превосходство на море позволяло аргентинскому правительству чувствовать уверенность в отношениях с соседями и несомненно принесло определённые политические дивиденды.
Тяжёлые крейсера типа «Альмиранте Браун».