16-07-2023
«Умная школа» — национальный образовательный проект, создателем, инвестором и модератором которого выступает телеведущая и общественный деятель Тина Канделаки. Проект включает регулярное проведение национального образовательного форума «Умная школа», поездки в региональные школы и работу сетевого проекта «умная-школа.рф».
Содержание |
«Умная школа» — это проект Тины Канделаки, который создан при участии компании «Апостол» с целью разработки и внедрения эффективной реформы российского образования. Проект включает регулярное проведение национального образовательного форума «Умная школа», поездки в региональные школы и работу сетевого проекта «умная-школа.рф». Он не зависим от Министерства образования РФ.
Форум «Умная школа» — это регулярное мероприятие в рамках национального образовательного проекта «Умная школа». Планируется, что Форум будет проходить как минимум один раз в год в открытом дискуссионном формате. Организатором Форума выступает член комиссии по образованию Общественной палаты РФ Василием Бровко.
Первый национальный образовательный форум «Умная школа» состоялся 25-26 августа 2011 года в Москве, в здании отеля «Балчуг». В нем приняли участие более 200 учителей и 30 авторитетных экспертов из 45 регионов России.
Мероприятие было рассчитано на получение суммы мнений участников образовательного процесса и консолидацию их позиций. Его основная задача — объединить на одной площадке критиков и сторонников образовательной реформы, лидеров отрасли, а также экспертов, у которых есть конструктивные предложения, направленные на развитие российской школы. Одна из особенностей Форума заключалась в том, что к такой широкой дискуссии были привлечены российские педагоги, чье мнение во многом не учитывалось при проведении образовательной реформы.
Двухдневная программа Форума включала в себя три дискуссионных блока: «Качество и содержание школьного образования», «Экспертиза законотворчества» и «Образовательная среда».
В рамках первого блока участники обсудили, почему на протяжении многих лет Россия теряет свои позиции в международном образовательном рейтинге PISA, а также подвели промежуточные итоги введения системы ЕГЭ и оценили перспективы ее развития. Вместе с тем, была рассмотрена проблема содержания школьного образования, в том числе образовательные стандарты.
Второй дискуссионный блок был посвящен механизмам взаимодействия профессионального сообщества с государством и инструментам общественной оценки законотворчества в области образования.
В рамках третьего блока обсуждалась роль СМИ в формировании общественного отношения к реформе образования, а также к перспективам развития российской школы. Отдельное внимание было уделено вопросу престижа профессии учителя в России. В частности, в дискуссии приняли участие руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов Александр Кондаков, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, педагог Сергей Волков, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, писатель Дмитрий Быков, замглавы Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин, министр образования и науки Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, губернатор Кировской области Никита Белых и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
Форум 2011 стал первой попыткой оценить, насколько общество готово участвовать в формировании законодательства.
По оценке издания «Известия», бюджет форума составил около 20 млн рублей.
При подготовке к Форуму была проанализирована цитируемость педагогов в СМИ и блогах, изучены рейтинги конкурсов «Педагогический дебют» и «Учитель года» за прошлые пять лет, а также списки лауреатов президентской стипендии. Особое внимание в процессе отбора участников Форума уделялось тому, чтобы охватить как можно большее число регионов.
Участники Форума-2011 высказали свое мнение по самым наболевшим темам в ходе электронного голосования. Таким образом, стало известно, что 73 % учителей выступили за сохранение ЕГЭ и только 27 % — за его отмену. 79 % собравшихся опровергли мнение, что с введением ЕГЭ коррупция переместилась из ВУЗов в школы, и лишь 21 % согласился с такой оценкой. Вместе с тем, 80 % педагогов отметили, что публикация в интернете открытого банка заданий повысит качество подготовки учеников к ЕГЭ. Также большинство — 59 % — высказалось за то, что материальное обеспечение учителя не является главной проблемой снижения качества образования. Наконец, 87 % проголосовали за внедрение специализации по профильным дисциплинам в старших классах. Также в завершении Форума Тина Канделаки презентовала сетевой проект «Умна-школа.рф», который на данный момент успешно функционирует как открытая площадка для обсуждения и редактирования закона РФ «Об образовании», а также как социальная сеть для учителей и экспертов.
Кроме того, стоит учесть, что национальный образовательный проект «Умная школа» не направлен на достижение сиюминутных результатов, поскольку образовательная реформа — масштабный проект. Организаторы Форума настроены на долгосрочную, длительную, кропотливую работу.
На данный момент ведется активная подготовка второго национального образовательного форума «Умная школа — 2012», который организаторы планирует провести в августе 2012 года. Предварительно программа Форума будет включать выступление ученых-футурологов, которые расскажут участникам о будущем: каким они видят устройство мира, и какие профессии будут востребованы. Планируется привлечь к выступлению и представителей промышленности и бизнеса. Они расскажут о своих потребностях в молодых кадрах. А также на Форум будут приглашены представители компаний, предоставляющих технологичные инновации для рынка. Таким образом, основной целью Форума станет импульс для создания альтернативной системы координат в российской системе образования.
«Вопрос о том, как и чему будут учить наших детей в новых школах, по-прежнему остается открытым. Необходимо вовлечь профессиональное сообщество в процесс разработки закона „Об образовании“. Форум — это шаг на пути выстраивания конструктивного диалога профессиональной среды и государства».
«Задача образовательной среды — формирование личности, которая должна быть свободной, самостоятельной, надеющейся не только на государство, но и на себя и готовой к конкурентной борьбе. Нездоровый патернализм в обществе формируется на ожиданиях от власти приятных поступков. Болезненные, но полезные меры у нас категорически непопулярны. Педагоги должны быть соучастниками реформ, но для этого необходимо одержать победу над самими собой, перейти от критики к конструктивным предложениям. Гражданская позиция учителей пока заявлена слабо».
«Я ничего не имею против ЕГЭ по математике и иным точным дисциплинам. Но ЕГЭ по литературе абсолютно убивает предмет. Я сам не во всяком тексте найду синекдоху, отличу метафору от метонимии. Это выхолащивает дух произведения. В каком городе родился Салтыков-Щедрин, сколько было шагов от квартиры Раскольникова до квартиры Алены Ивановны — совсем не важно. Фактография — это начетнический подход. Надо учиться дискуссии».
«Я предлагал совместно написать базисный план для 10 класса, по часам. Давайте предложим для старшей школы вот этот конкретный пакет. Но это очень ответственное дело: один час истории сократим — 10 тысяч учителей по всей стране потеряют работу. Почти никто не среагировал, педагогическая среда инертна». «Почему учителям не доверяют? Какое может быть доверие у детей, если, с одной стороны, мы их учим великой истории и литературе, а с другой — поощряем обман? Вы же помогаете детям на экзамене. Поэтому люди думают, что коррупция переместилась в школы, даже если вы это делаете бескорыстно. Мы хотим, чтобы наши дети были честными».
«Государственные документы такого уровня как стандарты образования, должны быть написаны нормальным русским языком, чтобы у всех участников этого договора не возникало разночтений. В противном случае русский язык мстит тем, кто не умеет им пользоваться».
«Чрезвычайно важно ответить на вопрос, чего мы хотим от школ. Мы в Татарстане дали 5 ответов. Первое — физическое и нравственное здоровье. Второе — развитый интеллект. Третье — нужно привить ребенку устойчивую привычку к труду. Четвертое — научить детей жить среди себе подобных. И только пятое — дать им основные знания. Главная проблема российской школы заключается в том, что она нацелена только на решение этой последней, пятой из озвученных мной задач. Наша школа сегодня — это набор предметов».
Поездки в регионы — это также регулярные мероприятия в рамках национального образовательного проекта «Умная школа». Они предпринимаются несколько раз в квартал.
Непрерывная работа над проектом «Умная школа» продолжается на сайте «умная-школа.рф». Статус проекта на сегодняшний день — активный; осуществляется подготовка ко второму Форуму, который пройдет в августе 2012 года.
Умная школа.