14-05-2023
Свод традиционных обычаев у народов Кавказа, Средней Азии и других исповедующих ислам. Противопоставляется официальной правовой системе — шариату. По нормам адата обычно решались дела о кровной мести, умыкании невест и проч., а шариат санкционировал дела гражданские — имущественные споры, дела о земле, наследстве и др. Судили на основе адата родовые старейшины.
Ада́т, или а́да (араб. عادة «ада» — обычай, привычка; мн.ч — араб. عادات «адат») — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате[2]. Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений[3]. В разработках исламских законоведов понятие «ада» сливается с понятием «урф» (араб. عرف) и является его синонимом. Однако это верно лишь для территорий близ Мекки и Медины, обычное право которых оказало огромное влияние на формирование норм шариата и рассматривалось как дополнительный источник права[2]. В остальном мусульманском мире нормы ада бытуют помимо шариата. Это имеет место там, где население исламизировано поверхностно и шариатские суды отсутствуют либо не имеют достаточного авторитета, а также там, где, несмотря на многовековое бытование ислама, сохраняются родо-племенные отношения и древние правовые представления; ещё это происходит там, где до ислама население входило в состав государств с развитой правовой системой и, приняв ислам, не отказалось от привычных правовых норм[2]. Нормы адата могут значительно расходиться с шариатом, выступая как альтернатива или даже совсем оттесняя их. Например, наследование по женской линии и другие обычаи матриархального характера у туарегов, обычаи кровных обязательств у многих народов Кавказа, брачные отношения у мусульман Центральной Африки и др[2].
В практической деятельности нормами ада может пользоваться без ограничений только третейский судья (хакям), главной задачей которого является приведение сторон к соглашению. Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на ада только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шариата[2].
Содержание |
Наиболее известным является адат у казахов, существовавший на огромной территории современного Казахстана . Именно на основе нормы обычного права, адата, была осуществлена кодификация обычаев при казахском хане Тауке-хане (1680—1718 гг.). Собранное воедино и названное им Жеты Жаргы (Семь уложений) законодательство обязан был знать каждый бий — судья, и аксакалы казахских родов и племен. Нормы обычного права, в том числе и Жеты Жаргы, постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей. При этом была развита и прецедентная практика, решения наиболее авторитетных становились обязательными прецедентами. До Жеты Жаргы у казахов существовал другой, более древний свод узаконений, основанный на обычном праве — адате, называемый казахами «Чистая дорога хана Касыма» (каз. «Касым ханнын каска жолы»), которые не были записаны и существовали в устном виде, это было в Казахском ханстве при хане Касым-хане (1455—1522).
Два вида законов малайского адата сложились ранее XV в.: Adat Perpateh и Adat Temenggong .
Согласно исследованию учёных[4], к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата[4]. Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем)[4]: равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики)[4]. При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы[4] — разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет[4].
Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям[5], данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.
Швейцарская газета Le Temps отмечала, что, с точки зрения европейца, чеченский адат «стоит в республике выше конституции»[6].
Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Шариат и фикх | ||
---|---|---|
Источники шариата | Коран • Сунна • Иджма (догмат) • Кыяс (аналогия) • Адат (обычай) • Таклид (подражание) • Иджтихад (интерпретация) • Истихсан | |
Правовые школы | Ханафитская • Маликитская • Шафиитская • Ханбалитская • Джафаритская • Исмаилитская • Зейдитская • Ибадитская • Захиритская | |
Виды наказаний | Дийя (компенсация) • Кисас (месть) • Раджм (побивание камнями) • Тазир (осуждение) • Хадд | |
Бида (новшество) • Грехи • Далиль (довод) • Кафара (искупление) • Манхадж (методология) • Фетва • Авторитеты в области шариата |
Урф.