13-09-2023
Устав Святого Бенедикта (лат. Regula Benedicti) — книга заповедей написанных Святым Бенедиктом Нурсийским (480-547) для монахов, живущих общиной под руководством аббата. Начиная примерно с VII века этот устав был также принят и женскими сообществами. На протяжении полторы тысячи лет своего существования, книга заповедей стала значительным проводником для западного христианства, жившего в монашеской общине. Суть Устава Святого Бенедикта суммируется в девизе Бенедиктинской Конфедерации: pax («мир») и традиционного ora et labora («молись и трудись»).
Устав Святого Бенедикта творчески вбирает в себя традицию древнегалльского монашества, монашества святых Августина и восточного монашества, с которым святой Бенедикт познакомился через сочинения святого Василия Великого и святого Иоанна Кассиана. Одним из источников для Устава святого Бенедикта служил также анонимный монашеский устав «Правила Учителя» (лат. Regula magistri)[1].
В целом, устав св. Бенедикта очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности.
«Должны мы учредить отряд божественной службы» — «Constituenda est ergo a nobis dominici schola servitii». Поэтому и деятельность монаха выражается словом «militare» — «служить»; и устав не что иное, как «lex, sub qua militare vis» — закон, ненарушимый и непреложный, как непреложен закон воинской дисциплины. «Святой устав» содержит всё нужное для воина Господня; это — «устав-наставник». Устав Бенедикта предназначается для большинства, для средних людей, ставя себе целью воспитание их в духе монашеского идеала[2].
Очень сильно подчеркнут в уставе принцип киновии (общежительского монашества) и принцип монастырской автономии. Сильно подчеркивается в уставе необходимость воспитания смирения, которое, по Бенедикту, важнее суровой аскезы. Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная независимость монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Св. Писания и творений Отцов Церкви, но главная часть молитв до мелочей определена уставом, а индивидуальная работа стеснена до крайних пределов: полагаться на свои силы может только испытанный анахорет.
По сравнению с другими заповедями, самоуправление предусматривает умеренный путь между индивидуальным рвением и шаблонным институционализмом; через эту золотую середину оно было широко популярным. Бенедикт был обеспокоен потребностями монахов в монастырской среде, а именно вопросами: установление надлежащего порядка, для формирования понимания семейной природы человека, а также обеспечения духовным отцом для поддержки и укрепления аскетических усилий человека и его духовного роста, что нужно для выполнения призвания, обожение.
Бенедиктинцы придерживались Устава Святого Бенедикта в течение пятнадцати веков, таким образом Святой Бенедикт иногда считается основателем Западного монашества. Однако, нет никаких подтверждений того, что Бенедикт намеревался основывать религиозный орден в современном смысле, и до Позднего Средневековья, он не упоминался как основатель «Ордена Святого Бенедикта». Его Устав написан как руководство для индивидуальных, автономных общин, и по сей день всего бенедиктинские Дома (и сообщества) остаются самоуправляемыми. Преимуществами выступают — упор на автономии, а также тесная связь между общинами и созерцательный образ жизни. Воспринимается как недостатки: географическая изоляция от важных мероприятий в соседних общинах.
Уставу св. Бенедикта до сегодняшнего времени следуют бенедиктинцы, цистерцианцы, трапписты и, в основных чертах и духе, также картезианцы, имеющие при этом свои особые правила.
Устав Святого Бенедикта.