Участник:Вадим Журавлев/Черновик

17-06-2023

Перейти к: навигация, поиск

Чудь (чудь белогла́зая, чудаки́, чуцки́е) — персонаж русского фольклора, древний народ, аборигены местности. Не стоит путать с историческим наименованием реальных финно-угорских народов (см. Чудь, Чудь заволочская).

Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским эльфам и гномам, встречается не только в русском фольклоре, но и у коми и саамов[1]. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.

Источники

Чудаки́ и чуда́ки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собират. народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли. Чудь вообще чудское, финское племя, особ. восточное (чужаки), и нередко говорится бранно. Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землей пропала.
До прихода русских Сибирь была заселена чудью. У этой чуди было предсказание, что когда на сибирской почве вырастет белая береза, то и всей землей завладеет белый царь. Когда белая береза в самом деле появилась в Сибири, чудь закопалась заживо в землю со всеми своими сокровищами, поэтому бугры, в которых находят древности, и все, что в них найдено, называются чудскими.
Раньше в этих местах росла чёрная берёза и жил народ чудь. Чудь жила здесь вплоть до того времени, пока берёза была чёрной, а когда берёза посветлела и чёрная берёза вся исчезла, то чудь ушла из этих мест, а кто не ушёл, тот либо весь погиб, либо сам себя похоронил. Но и ныне ещё, если повезёт, можешь встретить чёрную берёзу.

Легенды о заволочской чуди

Эмблема с гномами на обложке «Горного журнала», Санкт-Петербург, 1870—1890-е гг.

У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. В частности, местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, остервенело оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя; лишь немногие оставались на прежних местах жительства. Записана и легенда о том как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя подрубив столбы. В верховьях Моломы и Карелии бытовали рассказы о «чуди белоглазой»[4][5], на Урал «чудской» фольклор перенесли поселенцы с Русского Севера.

Предания о чуди (чучкарях) — древнем народе бытуют и в Прикамье: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди»[6].

Обряды, связанные с представлениями о чуди

Рыцарь уходит под лед. Кадр из фильма «Александр Невский»

Язьвинские коми-пермяки и коми-ижемцы совершали на святках специальный обряд «топтание чудей».

Все мужское население деревни — парни, мужчины и старики утром на крещенье садились на лошадей и сломя голову с палками скакали по всей деревне, заязжая на зады и в переулки с криками и гиканьем. Если кто из проезжавших падал, говорили, что он задавил чуда. На Крещенье совместными усилиями чуда загоняли в прорубь, которую затем священник "закрывал" молитвой[7].

Возможно, данный обряд связан с исторической памятью о Ледовом побоище, или сам послужил источником представлений о заганных под лед рыцарях и их союзниках Чуди.

Археологические памятники

В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабжённые прилагательным «чудской», например, урочище, где прежде стояла крепость могли называть «Чудской городок».

В художественной литературе

  • В цикле книг популярного российского писателя Вадима Панова «Тайный город», чудами называют последних представителей давно исчезнувшей цивилизации, которые образовали Великий Дом Чудь.

Библиография

  • Белых С. К. Чудь в этнической истории пермских народов // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996.
  • Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974.
  • Грибова Л. С. Культ древних у коми-пермяков. М., 1964.
  • Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. М., 1975.
  • Грибова Л. С. Чудь по коми-пермяцким верованиям и преданиям : этногр. материал, собранный в Пермской области), 1991 // Архив КНЦ УрО РАН. Ф 11. оп. 1. Д. 54.
  • Дмитриев А. А. Пермская старина. Вып. 1: Древности Перми Великой. Пермь, 1889.
  • Дранникова Н., Ларсен Р. Предания о чуди в норвежском и русском фольклоре // XVII Ломонос. междунар. чтения. Вып. 2 : Поморские чтения по семиотике культуры : сб. науч. докл. и ст. Архангельск, 2006.
  • Ефименко П. С. Заволочская чудь. Архангельск, 1869.
  • Пименов В. В. Вепсы. М. ; Л., 1965. Библиогр.
  • Климов В. В. Заметки к преданиям о чуди // Вопр. лингвист. краеведения Прикамья. Пермь, 1974.
  • Криничная Н. А. Предания об аборигенах края // Рус. фольклор (фольклор и историческая действительность). Т. 20. Л., 1981.
  • Криничная Н. А. Русская народная историческая проза : вопр. генезиса и структуры. Л., 1987.
  • Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб, 1991.
  • Лашук Л. П. Чудь историческая, чудь легендарная // Вопр. истории. 1969. № 10. С. 208—218.
  • Лепехин И. А. Дневные записки путешествий Ивана Лепехина. СПб., Ч. 4. 1805.
  • Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998.
  • Лимеров П. Ф. Му пуксьхм — Сотворение мира : мифология народа коми. Сыктывкар, 2005.
  • Лимеров П. Ф. Образ чуди в коми фольклоре // Изв. УрО РАН. Гуманитарные науки. Филология. № 1/2(63), 2009.
  • Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым Оше и Пере-богатыре. Т. 92. Пермь, 1971.
  • Плесовский Ф. В. Комияс да чудьяс (коми и чудь) // Войвыв кодзув. 1989. № 9. С. 57.
  • Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984.
  • Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Сыктывкар, 1985. (Сер. препринтов «Научные доклады» ; вып. 24).
  • Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Пробл. изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.

Примечания

  1. Пименов В.В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.
  2. Потанин Г.Н. Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении // Этнографический сборник. Вып VI. СПб., 1864. С. 149
  3. Точка на карте: загадка липовой рощи // Советская Сибирь. — 2001.
  4. Чудь заволоцкая (из истории заселения края). Записки Подосиновского общества изучения родного края Выпуск 2, часть1.. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  5. Заволоцкая чудь. Московский журнал. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  6. Этнонимы как отражение языка и культуры народов Прикамья.
  7. Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков. М., 1860. С. 26.

Участник:Вадим Журавлев/Черновик.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47