Ученик (христианство)

09-07-2023

Иисус Христос моет ноги ученикам.
Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Ученик в христианстве — верный последователь Иисуса Христа. Термин встречается в том числе в Новом Завете.

В античные времена учеником считался приверженец своего учителя, который активно подражал жизни и учению мастера и целью которого стать «живой копией» наставника[1]. Ученичество не являлось чем-то подобным студенчеству в современном понимании; ученичество было добровольным[2].

Новый Завет содержит повествование о ранних последователях Иисуса, которые были с Ним во время Его служения. Христос наставил их на апостольское служение: служение двенадцати, служение семидесяти, Великое поручение, провозглашение Благой Вести по всему миру. А также учить народы и делать учеников Христу[3][4][5].

Иисус отметил, что ученичество обойдётся в высокую цену[6][7].

История термина

Термин «ученик» в греческом койне является «mathētḗs» (μαθητής)[8]; означает «тот, кто обучается, за счёт наставления другого»[9] или в библейском контексте, «тот, кто постоянно связан с кем-то, кто имеет признание в наставничестве или общие взгляды»[9].

Апостолы в отличие от учеников, являются «посланниками с особым статусом или посланные самим Богом»[10]. В Новом Завете термин преимущественно используется для «верующих последователей, деятельность которых определил Иисус Христос»[10][11].

Ученики не только являются частью библейских повествований. Так, например, у древнегреческих философов ученики обучались «подражая образу жизни» наставника, не просто запоминая сказанные ими рассуждения.

Философ I века Сенеки, так описывает отношение между учениками и учителями различных философов:

Клеанф не сумел бы стать подобным Зенону, если бы просто слушал его лекции; он все заимствовал в свою жизнь, видел скрытые мотивы и следил за ним, чтобы увидеть, живет ли он сам по его правилам. Платон, Аристотель и вся толпа мудрецов, которым было суждено пойти разными путями, извлекли куда больше пользы из характера, чем просто из слов Сократа[12].

В христианстве, ученики также следуют жизненным примерам своего наставника — Иисуса Христа.

Новые последователи в свою очередь проходят [15].

Особый вид передачи ученичества называется апостольским преемством. Важно отметить, что на ученичество может наставить и сам Христос. В случае, как это было с Павлом[16].

«Множество учеников»

Помимо двенадцати апостолов, существовала группа из большего количества людей, названых учениками[17]. Семьдесят (или семьдесят два) из них были отправлены Иисусом, в различные поселение, куда Христос хотел пойти[18]. В их задачи входило: исцелять больных, изгонять бесов и распространять весть о приближении Царства Небесного. Им также дозволялось принимать любую пищу[18].

Ученичество

«Любите друг друга»

Воскресший Христос появляется среди учеников.

Перед распятием, Христос объяснил ученикам, как они должны поступать друг с другом. Он сказал:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

35

К выше сказанному, Иисус приводит важное пояснение в Евангелии от Луки: фарисеи неоднократно пытались «поймать» Его относительно соблюдения субботы, Иисус использует эту возможность, и в противовес религиозности своих противников, приводит собственное учение. Учение которое призвано смотреть не на «чистоту рук», а на «чистоту сердца», что вызывает шокирующую реакцию у священства тех времён. В то же время показывает любовь Христа[19].

«Изменение»

Новый Завет призывает учеников подражать Христу. Быть в послушании, брать пример и моральные качества у Христа[20]. Ученичество неизбежно влечёт за собой «изменение», в поведении человека, восприятии мира и требует отказ от грехов[21][22][23].

[24].

Концепция «[25].

«Кто не несет креста своего…»

В Евангелии от Луки, Иисус сказал:

Кто не несет креста своего и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.

14:27

Согласно Григорию Палама, крест заключается в «распятие плоти» со страстями и похотьями, то есть положить конец греху и жить в святости[26].

Ещё до того как Иисус произнёс эти слова, один зелот по имени Иуда собрал отряд повстанцев против римской оккупации Иудеи. Мятеж был быстро подавлен, и в качестве наказания римский военачальник Вар приказал распять 2000 иудеев. В те времена ученики и ранние христиане ясно понимали что Иисус имеет ввиду. Они осознавали что должны безоговорочно подчиниться Господу, даже если цена — собственная жизнь[27]. На это Христос даёт понять чего стоит Его ученичество. Ученики Иисуса должны быть готовы пройти любое испытание и искушение, и сохранить верность Господу[28].

Иисус Христос не призывает к самоубийству[28].

Семья и богатство

Иисус призвал отказаться от богатства и родовых зависимостей.

В тот период, родословие определяло личность человека, отказ от неё означало «стать никем»[29].

если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником

14:26

Христос указывал на богатство, как на препятствие к достижению Царства Небесного. Жизнь не должна зависеть от изобилия[30]. Он также призывал богатым раздавать своё имущество[30]. В диалоге с богатым юношей, Христос сказал ему, что если он хочет стать совершенным, то должен раздать своё имение и пойти за Ним[30].

Также Господь указывал ученикам, что стремиться к обогащению и служению Богу невозможно[31]:

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

6:24

Великое поручение

В христианстве распространена практика 28:19).

Ученическое движение

После Вознесение Христа, на день пятидесятницы, Пётр вместе с другими апостолами начали провозглашать покаяние и воскресение Христа. Согласно Евангелию, в тот день прибавилось около 3 тысяч человек[32]. С того момента началось распространение ученического движения, «спасённые прибавлялись», а учение Христа достигала все большего количества людей[33][34]. Также были и женщины-ученицы (что было необычным в тот период)[35]. Апостолы и «наставленные» христиане формировали последователей из иудеев и язычников[36]. Раннее христианство распространялось за счёт новых учеников[36].

Согласно Новому Завету, у Павла были от 24 учеников, такие как Тимофей, Лука, Марк и другие.

Ученичество в XXI веке

В начале 1980-х возникло так называемое «Ученическое Движение», которое стало зарождаться в некоторых британских и американских общинах[37]. Движение призвано было создать личное наставничество, где христиане собирались в группы и обучали новых учеников. Целью было утвердить новых людей в учении Христа[38].

Сегодня ученичество не распространено, как это было в древности. Однако некоторые христианские церкви начали переходить к ученической практике[39][40]. Целью ученичества является создание таких же учеников которые следуют и подражают Христу. Чтобы впоследствии и они вели новых учеников[41][42].

См. также

Примечание

  1. справка)
  2. справка)
  3. Baham, M. (2020). The Vision and Challenge of Discipleship.
  4. Архивировано 7 сентября 2017 года.
  5. MATTHEW 28:18-20 (New Revised Standard Version)
  6. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  7. Архивировано 27 августа 2021 года.
  8. Strong’s Greek Dictionary: 3101 Wayback Machine
  9. 1 2 Danker, Arndt, W., W., Bauer, W., & Gingrich, F. W. (2000). A Greek-English lexicon of the New Testament and other early Christian literature (3rd ed)
  10. 1 2 A Greek-English lexicon of the New Testament and other early Christian literature., p. 122.
  11. Christian History: The Twelve Apostles. Дата обращения: 19 ноября 2007. Архивировано 13 ноября 2007 года.
  12. Seneca. Epistles 1-65. — Trans Richard M Gummere, Loeb Classical Library 75. — P. Epist. 6.5–6.6, p. 27–28.
  13. Архивировано 23 января 2021 года.
  14. «Из слов Господа видно, что надо так изучить Евангельские заповеди, чтобы они сделались достоянием — имуществом ума, чтобы они всегда предстояли в памяти и — чтобы на каждом нравственном шагу, для каждой мысли, для каждаго чувства и желания, для каждаго поступка — иметь в памяти своей готовое Евангельское наставление в них. Тогда только возможно будет точное, постоянное исполнение их, — такое исполнение, какого требует Господь. Такое изучение Евангельских заповедей и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждаго истиннаго христианина, желающаго спастися» — Игнатий Брянчанинов.
  15. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  16. Размышления над Посланием к Галатам.
  17. 6:17
  18. 1 2 Серебрякова, Юлия Владимировна. 2.3.5. // Четвероевангелие. Миссия Семидесяти апостолов. — Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013.
  19. Архивировано 28 июля 2021 года.
  20. Richard N. Longenecker, ed., Patterns of Discipleship in the New Testament (Eerdman’s, 1996) 1, 5, 141.
  21. Spiritual Formation: Ever Forming, Never Formed. — 2012.
  22. Архивировано 5 марта 2021 года.
  23. Архивировано 23 октября 2021 года.
  24. Tyndale Bible Dictionary (Tyndale House, 2001), s.v. «Disciple.»
  25. The Westminster Dictionary of Christian Theology by Alan Richardson, John Bowden 1983 ISBN 978-0-664-22748-7 s.v. "Imitation of Christ, The, " 285—286.
  26. Архивировано 18 сентября 2021 года.
  27. Архивировано 20 октября 2020 года.
  28. ↑ Толкования Блаженного Феофилакта Болгарского. Дата обращения: 26 февраля 2021. Архивировано 9 августа 2020 года.
  29. Poverty in the first-century Galilee (англ.) // University of Pretoria. — 2016. Архивировано 7 февраля 2021 года.
  30. ↑ Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II. Нагорная проповедь. — Издательский дом «Познание», 2017.
  31. Wayback Machine
  32. 2:41
  33. Ученичество во Христе - Буравец Валерий. www.foru.ru. Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 30 октября 2020 года.
  34. Архивировано 18 июня 2022 года.
  35. ISBN 978-5-457-81567-4.
  36. ↑ MAKING DISCIPLES:A FOUNDATION FOR AN INTEGRATED MISSION PROGRAM (англ.) // University of Calgary. — 1979. — P. 43—58.
  37. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  38. The Shepherding Movement | Subversive Influence (англ.) (2008). Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 2 марта 2021 года.
  39. Leading Auburn Presbyterian Church to Make Disciples (англ.) // Fuller Theological Seminary. — 2009.
  40. Discipleship as Adoption: A Model for Late Adolescent Faith Development at Trinity Baptist Church, Raleigh (англ.) // FULLER THEOLOGICAL SEMINARY. — 2014.
  41. THE PAULINE CONCEPT OF DISCIPLESHIP AS A MODEL FOR ADDRESSING THE YOUTH DROPOUT IN THE TWENTY-FIRST ADDRESSING THE YOUTH DROPOUT IN THE TWENTY-FIRST CENTURY UNITED STATES OF AMERICA CHURCH. CENTURY UNITED STATES OF AMERICA CHURCH. (англ.) // Southeastern University. — 2020.
  42. CHRISTIAN DISCIPLESHIP TODAY: A STUDY OFTHE ETHICS OF THE KINGDOM INTHE THEOLOGIES OF STANLEY HAUERWAS AND JON SOBRINO (англ.) // University of Glasgow. — Шотландия, 1994. — Август. Архивировано 29 мая 2020 года.

Литература

  • Бартон Стефан. Discipleship and Family Ties in Mark and Matthew. — Сambridge University Press. — 2005. — ISBN 978-0-521-01882-1.978-0-521-01882-1
  • Mattes, M. (2012). “Discipleship in Lutheran perspective” (PDF). Lutheran Quarterly. 26.
  • Стассен, Глен Х. и Дэвид П. Гуши. ISBN 0-8308-2668-8.
  • Cтассен, Глен Х. ISBN 0-7879-7736-5.
  • Уэдделл, Шерри. ISBN 978-1-61278-590-5.
  • Уилкинс, М. Дж. Unique discipleship to a unique master: Discipleship in the Gospel according to Mark. — Южный баптистский богословский журнал. — 2004.
  • Вааге, Лейф Э. (2009). “An Other Home: Discipleship in Mark as Domestic Asceticism”. Catholic Biblical Quarterly. 71: 741—761.

Ученик (христианство).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47