25-04-2023
Флигерфюрер Ирак | |
---|---|
Страна | |
Часть | Luftwaffe |
Участие в | Иракская операция |
«Флигерфюрер Ирак» («Авиакомандование Ирак»; нем. Fliegerführer Irak) — подразделение ВВС Германии (Люфтваффе), отправленное в Ирак в мае 1941 года в составе германской миссии по поддержке режима Рашида Али во время англо-иракской войны. Миссия была частью военных усилий, направленных на то, чтобы режим Рашида Али мог заручиться поддержкой держав Оси на Ближнем Востоке против Великобритании и её союзников во время Второй мировой войны.
1 апреля 1941 года Рашид Али и члены «Золотого квадрата» возглавили государственный переворот в Ираке. В период, предшествовавший перевороту, сторонники Рашида Али были проинформированы о том, что Германия готова признать независимость Ирака от Британской империи.
Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп 3 мая убедил Адольфа Гитлера тайно вернуть доктора Фрица Гробба в Ирак, чтобы он возглавил дипломатическую миссию для оказания поддержки режиму Рашида Али.[1] Миссию Гроббы сопровождали военные, и она курировалась непосредственно OKW (Oberkommando der Wehrmacht). Военная миссия была подчинена «Специальному штабу F» (Sonderstab F ) и в него входили подразделения Абвера, и соединение Люфтваффе. «Специальным штабом F» командовал генерал авиации Хельмут Фельми.[2] «Флигерфюрер Ирак» был соединением Люфтваффе при «Специальном штабе F», и хотя авиасоединение было частью военной миссии «Специального штаба F», подразделение также было и несколько отделено от неё: личный состав авиачасти подчинялся верховному командованию Люфтваффе, а не начальнику OKW.[3]
6 мая, Германия договорилась с вишистским правительством Франции о высвобождении некоторой военной техники (в том числе самолётов) из запечатанных складов в Сирии и предоставлении их иракцам. Французы также согласились разрешить провоз другого оружия и запасов, а также предоставили в аренду Германии несколько авиабаз на севере Сирии для переброски немецких и итальянских самолётов в Ирак.[4]
Также 6 мая оберст Люфтваффе Вернер Юнк получил в Берлине указание направить небольшое соединение самолётов в Ирак, которое было названо «Спецназ Юнка» (Sonderkommando Junck)[1] Юнк встретился с рейхсмаршалом Германом Герингом и был назначен командующим авиации в Ираке (Fliegerführer Irak)[2] Затем Юнк был проинструктирован генерал-лейтенантом Хансом Ешоннеком, (начальником штаба Геринга), так как находясь под тактическим руководством Юнка, «зондеркоманда Юнка» должна была находиться под общим руководством Ешоннека. Самолёты этой зондеркоманды имели иракские опознавательные знаки и действовали с авиабазы в Мосуле, примерно в 240 милях к северу от Багдада.[1]
«Флигерфюрер Ирак» должен был состоять из эскадрильи тяжелых истребителей Messerschmitt Bf 110 (12 самолётов) из состава 4.Staffel / ZG 76 и эскадрильи бомбардировщиков Heinkel He 111 (12 самолётов). Кроме того, для помощи в переброске сил в Ирак были задействованы 13 трехмоторных транспортных самолётов Junkers Ju 52 и четырёхмоторный транспортный самолёт Junkers Ju 90. Все эти транспортники (кроме трёх), должны были быть немедленно возвращены в Грецию для подготовки к высадке на Крит.[1] .
Юнка сопровождал в Ирак майор Аксель фон Бломберг. Задачей фон Бломберга было возглавить разведывательную группу, которая должна была предшествовать подразделению[2] и осуществлять взаимодействие авиации с иракскими войсками в операции против британцев.[1]
Доктор Гробба и его миссия прибыли в Алеппо во французской Сирии 9 мая 1941 года. Их сопровождали два Messerschmitt Bf 110, и 11 мая они достигли Багдада.
13 мая основная часть сил Юнка прибыла в Мосул. Полёт по преодолению 1200 миль занял около 36 часов. В последующие дни самолёты Юнка всё чаще посещали Багдад.
14 мая транспортный самолёт Юнка начал полёт через Алеппо в Мосул. В этот день в Мосул прибыли ещё три Messerschmitt Bf 110 и три Heinkel He 111. Из-за поврежденных задних колес два перегруженных Heinkel He 111 остались в Пальмире в центральной Сирии. Британские истребители незаконно вошли в воздушное пространство Франции Виши и обстреляли выведенных из строя немецкие бомбардировщики.
15 мая Юнк прибыл в Мосул ещё с девятью самолётами. К концу дня он собрал группу из двенадцати «Мессершмиттов» Bf 110, пяти «Хейнкелей» He 111, связного звена с лёгкими самолётами, секции зенитных орудий и трёх «Юнкерсов» Ju 52.[5]
Британские войска уже начали свои контрнаступательные операции в Ираке. К 15 мая Юнк знал, что британское соединение «Хабфорс» направляется на базу королевских ВВС в Хаббании, а «Кингкол» (Kingcol — летающая колонна, специальное соединение британской армии, созданное во время англо-иракской войны) взял форт Рутба. 15 мая Юнк послал одинокий бомбардировщик «Хейнкель» на поиски частей «Кингкола» в Рутбе. Бомбардировщик обнаружил и атаковал подразделения «Кингкола», которые и сообщили о военной помощи со стороны Германии иракскому режиму.
В тот же день 15 мая в Багдад через Мосул прибыла германская разведывательно-диверсионная группа «Спецштаба F» под руководством майора Люфтваффе Акселя фон Бломберга (англ. Axel von Blomberg), в числе задач которой было формирование профашистского Арабского Легиона, и договориться о военном совете с иракским правительством (который был запланирован на 17 мая). Но при посадке самолёт группы попал под дружественный огонь иракских войск, и фон Бломберг погиб, оставив «спецштаб» без руководителя.
16 мая Юнк посетил Багдад вместо фон Бломберга. Он встретился с доктором Гроббой, Рашидом Али, генералом Амином Заки, полковником Нур эд-Дином Махмудом и Махмудом Салманом. Группа согласовала ряд приоритетов для самолётов Флигерфюрера Ирака. Первый заключался в том, чтобы не допустить подразделениям «Кингкол» достичь авиабазы британских ВВС в Хаббании. Второй заключался в том, чтобы иракские сухопутные войска взяли Хаббанию при поддержке с воздуха от Флигерфюрера Ирака. Немцам также было очень важно обеспечить Королевской иракской армии «выпрямление позвоночника». Было известно, что военнослужащие РИРА очень боялись возможных бомбардировок британской авиации.
В тот же день Юнк организовал рейд Флигерфюрера Ирака на Хаббанию. Шесть самолётов Messerschmitt Bf 110 и три Heinkel He 111 атаковали авиабазу, что застало её персонал врасплох. Однако в то время как несколько защитников были убиты на земле, немцы потеряли один «Хейнкель» в обмен на «Аудакс» и «Гладиатор».
17 мая три Messerschmitt Bf 110 атаковали растянутую колонну «Кингкол» в открытой пустыне. К счастью для британцев, истребители не атаковали их накануне, когда многие их машины застряли по самый клиренс в мягком песке.[6]
В тот же день британские Королевские ВВС (RAF) отплатили Юнку его же монетой. Два пушечных Hawker Hurricane прибывшие из Египта, и шесть бомбардировщиков Bristol Blenheim из 84-й эскадрильи, нанесли удар по немцам в Мосуле. При потере одного «Харрикейна» — два немецких самолёта были уничтожены и четыре были повреждены. Кроме того, два истребителя-биплана Gladiator из Хаббании столкнулись с двумя Messerschmitt 110, пытавшимися взлететь с аэродрома Рашид в Багдаде — оба «мессершмитта» были уничтожены.
К 18 мая силы Юнка сократились до восьми Messerschmitt Bf 110, четырёх Heinkel He 111 и двух Junkers Ju 52. Это представляло собой примерно 30-процентную потерю его первоначального состава. Из-за невозможности замен и подкреплений, отсутствия запасных частей, плохого топлива и агрессивных атак британцев, такой уровень потерь не сулил авиасоединению «Флигерфюрер Ирак» ничего хорошего. К концу мая Юнк потерял 14 «мессершмиттов» и 5 «хейнкелей».[7]
Гитлер в поддержку иракского восстания издал 23 мая 1941 года директиву фюрера № 30.[8]
Арабское движение за свободу на Ближнем Востоке — наш естественный союзник против Англии. В этой связи особое значение придаётся освобождению Ирака... Поэтому я решил продвигаться вперёд на Ближнем Востоке, поддерживая Ирак.
27 мая двенадцать итальянских истребителей-бипланов Fiat CR.42 из Regia Aeronautica (Королевские ВВС Италии) прибыли в Мосул для взаимодействия под немецким командованием.[9] К 29 мая сообщалось об итальянских самолётах над Багдадом.[10] По словам Уинстона Черчилля, итальянская авиация ничего существенного не добилась.[11] В других источниках говорится, что они действительно прибыли вовремя, чтобы принять участие в последнем воздушном сражении иракской кампании 29 мая, одержав победы над 94-й эскадрильей RAF.[12]
28 мая доктор Гробба отправил паническое сообщение из Багдада в Берлин, в котором сообщал, что британцы приблизились к городу с более чем «сотней танков». К тому времени у Юнка не было исправных Messerschmitt Bf 110, а только два Heinkel He 111 с четырьмя бомбами к ним.[13]
Немецкая военная миссия в Ираке убыла под покровом темноты 29 мая. Сам доктор Гробба бежал из Ирака на следующий день.[13]
Флигерфюрер Ирак.