Фольяно, Лодовико

10-06-2023

Фолья́но, Фолья́ни (Fogliano, Fogliani) Лодовико (ок. 1475, Модена — 1542, Венеция), итальянский гуманист — философ, математик, теоретик музыки, композитор.

Автор комментариев к философским трудам Аристотеля (которого читал непосредственно по-гречески) и Аверроэса[1]. Главный философский труд Фольяно «Убежище для колеблющихся» (Refugio de' dubitanti, 1583) утерян.

В трактате «Теория музыки»[2] (Musica theorica; опубликован в Венеции в 1529 году), написанном в пифагорейских традициях, исследовал природу звука и музыкальные числа интервалов (в том числе проблему деления целого тона). Сопроводил математические изыскания ясными графическими иллюстрациями на монохорде.

В делении монохорда установил сверхчастичные отношения как приоритетные «согласно природе» (per naturam) и как соответствующие современной музыкальной практике, а именно 9:8 для большего целого тона, 10:9 для меньшего, 27:25 для большего полутона, 16:15 для меньшего, 25:24 для наименьшего полутона. Обе терции (дитон и полудитон) также установлены в сверхчастичных отношениях (соответственно, 5:4 и 6:5). Такое деление напоминает «синтонную» диатонику, как она изложена в «Гармонике» Птолемея[3], хотя прямой ссылки на грека нет. Разницу между большим и малым целыми тонами 81:80 Фольяно назвал коммой[4].

Из музыкальных сочинений Фольяно сохранился кводлибет «Fortuna d'un gran tempo» (на темы популярных мелодий из сборника фроттол Петруччи), и небольшая четырёхголосная месса в стиле фроттолы на неустановленный cantus firmus[5].

Примечания

  1. Сохранилось письмо 1537 года к Фольяно Пьетро Аретино с просьбой перевести для него труды Аристотеля.
  2. Буквальный перевод заглавия — «Теоретическая музыка».
  3. Которую он, возможно, читал в рукописи, поскольку перевод на латынь во времена Фольяно ещё не был опубликован.
  4. Вычисления синтонической коммы (а также и самого термина «комма») у Птолемея нет.
  5. Опубликована К. Еппесеном в сб. Italia sacra musica, Copenhagen, 1962, vol. II.

Трактат

  • Musica theorica Ludovici Foliani Mutinensis docte simul ac dilucide pertractata in qua quamplures de harmonicis intervallis non prius tentatae continentur speculationes. Venetiis, 1529; репринты: New York: Broude, 1969; Bologna: Forni, 1970; Ann Arbor, Mich.: University Microfilms International, 1979.
  • Электронная публикация: Sectio 1, Sectio 2, Sectio 3
  • Musica theorica. Translated with introductory notes by J.S. Harrison. Dissertation. Harvard University, 1962 (англ. перевод)

Литература

  • Barbour J. M. Tuning and temperament: a historical survey. New York, 1951; репринты: 1972, 2004.
  • Palisca C. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press, 1985.
  • Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 2006, с.132-154.



Фольяно, Лодовико.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47