Хойморский дацан

13-10-2023

Достопримечательность
Хойморский дацан "Бодхидхарма"
Страна Россия
Местоположение  Бурятия, Аршан
Конфессия гелугМайдар»)
Основатель Агван Доржиев
Дата основания 1917
Дата упразднения 1927
Известные насельники Данзан-Хайбзун
Последний настоятель Шаглахаев, Данзан-Даши

Хойморский дацан «Бодхидхарма» (истор. назв. Хандагайтайский; разг. Аршанский) — буддийский храм в пос. Аршан Тункинского района Бурятии, основанный Агваном Доржиевым. Центральный храм бурятской ЦРО «Майдар».

История

В 1917 году, по просьбе монахов и мирян Тунки, желавших перенести на новое место тункинский Кыренский дацан, хамбо-лама Агван Доржиев определил место его строительства у подножья горы Мундарга, Тунскинских гольцов. По завершении строительства жители окрестных сёл возвели для Доржиева, часто навещавшего дацан, личный дом.

В 1927 году дацан был закрыт; в 1930-х годах большинство лам и хувараков было репрессировано. Всё имущество дацана было передано в колхоз им. Сталина и им. ЦК ВКП(б) Толтойского сельсовета; несколько домов священнослужителей были переданы курорту «Аршан». Основное здание дацана отошло колхозу села Галбай.

Личный дом Доржиева был вывезен в село Номто-Хобок под почту. В начале 1990-х по просьбе верующих колхоз «Восточные Саяны» передал этот дом под новое здание дацана, восстанавливаемого в местности «Святая поляна» близ посёлка Аршан. В 1991 году дацан был освящён Данзан-Хайбзун Самаевым, находившимся в должности настоятеля санкт-петербургского дацана Гунзэчойнэй, и получил имя «Бодхидхарма». На территории дацана были возведены две ступы, а бывший дом Доржиева стал главным храмом комплекса.

В 1999 году, с момента основания Самаевым ЦРО «Майдар», Хойморский дацан стал штаб-квартирой организации. Нынешний настоятель дацана, Данзан-Даши Шаглахаев, избранный на должность в 1996 году, является одновременно и главой «Майдара».

Культовая и хозяйственная практика

Ещё до Октябрьской революции, по настоянию Доржиева, в дацане были введены порядки, позднее получившие развитие в обновленческом движении в буддизме в 1920-е годы. Так, всё имущество дацана было признано коллективной собственностью коммуны монахов (насчитывавшей до 200 человек). Монахи вели собственное хозяйство: сами сеяли хлеб, выращивали картофель и т. п. Помимо обязательной буддийской образовательной программы, в дацане специально преподавался русский язык.

Дацан имел отличия и в ритуально-культовой практике; так, общебуддийский Майдари-хурал праздновался не 4-го, а 15-го числа (то есть в полнолуние) лунного месяца; причём в церемонии круговращения «зелёного коня», присутствующей в этом хурале, этот символ был заменён «белым слоном». Дацан отправлял и ежегодный ритуал поклонения «Престолу Чингис-хана» (монг. Чингисийн ширээ) в одноимённой местности Тункинской долины. Нынешний штат духовенства по возможности поддерживает эти традиции.

Библиография

  • Шаглахаев Д. В. Прошлое и настоящее Хойморского дацана. — Улан-Удэ, Изд-во Хойморского дацана «Бодхидхарма», 2005

Хойморский дацан.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47