Христианство в Дагестане

28-08-2023

Знаменский собор (Хасавюрт)

Содержание

История христианства в Дагестане

История христианства в Дагестане насчитывает много веков. Христианская вера пришла в Дагестан раньше, чем к Киевской Руси, и прошло все ступени развития — от расцвета до полного падения, и возрождения, развития локальных центров христианских течений. Условно проникновение и развитие христианства в Дагестане можно разделить на несколько периодов: первые века нашей эры — XIV в., XVIII в. — начало XX в., советский период и современный (начиная с конца 1980-х гг.).

Начальный период

С первых веков н. э. и до XV века христианство разных течений постоянно проникало в Дагестан. Центральными районами распространения веры для монофизитов Южного Дагестана являлись григорианские общины Восточного Закавказья, для католиков — итальянские колонии Крыма и Приазовья, для православных — территория Грузии.

В VVII вв. грузинские христианские миссионеры распространяют православие в западных районах Дагестана. В этот период в Нагорном Дагестане строилось большое количество церквей и монастырей (наиболее известная, сохранившаяся до наших дней, церковь Датуна (кон. X — нач. XI в. постройки)).

В XIII в. позиции христианства в Дагестане, например, в Аварии и отдельных районах Южного Дагестана (Табасаран), были довольно прочными. С начала XIV в. христианство теряет свое значение в Аварском княжестве, а в ходе нашествия Тимура в 13951396 гг. и распада Грузии и Кавказской Албании православие здесь постепенно уступает место исламу.


XVIII — нач. XX в

Новый этап в распространении христианства на территории Дагестана начинается со времени его присоединения к России. Происходит активное переселение христиан из других губерний и освоение земель в плоскостной и приморской части. Первыми поселенцами были казаки, которые расселились по берегам Терека и Сулака. Также шло активное привлечение на территорию Дагестана и Северного Кавказа грузин и армян. Часто новые поселенцы не могли прижиться на новом месте. Так, в конце XVIII в из-за притеснений со стороны местного мусульманского населения, на земли современного Ставропольского края были переселены армяне из Дербента и его окрестностей[1].

Большая часть переселенцев исповедовало православие. Из-за гонений в других регионах России в Дагестан, кроме православных и католиков, начинают стекаться представители других христианских конфессий — пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня и др. В низовье Терека (в селах Аликазган, Бирючёк, Чаканное, Росламбейчик, Акайкино и др.) проживали старообрядцы[1].

В конце XIX — начале XX века в междуречье Сулака и Терека, на территории Терской области (современные Хасавюртовский и Бабаюртовский районы), образовывается несколько десятков немецких колоний и хуторов. Прибывшие немцы были, в основном, меннонитами и евангелистами (см. Терские меннонитские колонии, Немецкие колонии в Дагестане)[1].

К началу XX века на территории Дагестана (без Хасавюртовского и Кизлярского округов) насчитывалось 22 прихода Русской Православной Церкви, 2 католических костела (Темирхан-Шура и Петровск-Порт), 3 армянские церкви (по одной во всех городах). Во всех городах (Темирхан-Шуре-1, Петровск-Порте-3 и Дербенте-3), крепостях (Ахты, Ботлих, Хунзах, Гуниб и Дешлагар) имелись церкви. Все приходы относились к Владикавказской епархии[1].

Никольская церковь г.Махачкала

Советский период

С присоединением к Дагестану Кизлярского (современные Кизлярский, Тарумовский, Ногайский, Шелковской и Нефтекумский районы) и Хасавюртовского (Хасавюртовский, Бабаюртовский и часть Кизилюртовского районы) округов бывшей Терской области, число христиан многократно увеличивается[1].

Как и в других регионах Советского Союза, в Дагестане все религиозные объединения оказались вне закона. С первых лет установления советской власти начинаются гонения на религию — закрываются храмы и монастыри, арестовываются и расстреливаются священнослужители. Так были расстреляны почти все монахини Крестовоздвиженского монастыря в Кизляре[1].

Уничтожались церкви и соборы. Так были закрыты, а впоследствии взорваны такие памятники церковной архитектуры:

собор Александра Невского

К середине 30-х годов все церкви и монастыри Дагестана были закрыты[1].

Возрождение церковной жизни начинается только в годы Великой Отечественной войны, когда вновь были открыты православные храмы в Дербенте, Махачкале, Хасавюрте и Кизляре. Уже к началу 70-х годов в Дагестане насчитывалось 5 приходов РПЦ, а к началу 90-х — 10[1].

Современное положение

Православие московского патриархата

С 1998 г. по 2011 года все приходы РПЦ расположенные на территории Республике Дагестан относились к Бакинской и Прикаспийской епархии. С 22.03.2011 года вошли в состав вновь образованной Владикавказскую и Махачкалинскую епархию РПЦ[2]. Территория делится на два благочиния — Махачкалинское (благочинный — протоиерей Стенечкин Николай Александрович) и Кизлярское (благочинный — игумен Пальчиков Юрий Александрович). И включают в себя 18 церквей и часовен и 1 монастырь[1].

С 1990 года было вновь возведено 8 церквей в Кизляре, Ахтах, Буйнакске, Избербаше, Коктюбее, Таловке, Терекли-Мектебе и Комсомольском. Был восстановлен, уничтоженный, собор Святого Великомученика Георгия Победоносца в Кизляре. В 2000 г. Махачкалинскому Святоуспенскому собору присвоен статус кафедрального. А в 2005 году, к столетию храма, проведена его реставрация. Ведутся восстановительные работы в армянской церкви Святого Григориса в селе Нюгди Дербентского района[3].

С 2007 года действует православный Крестовоздвиженский женский монастырь в Кизляре, который находится под юрисдикцией епископа Бакинского и Прикаспийского. Монастырь был основан монахинями из Ярославской области на месте часовни на старом православном кладбище города[4].

На территории Дагестана действует самый крупный православных храм Северного Кавказа — Святознаменский собор в г. Хасавюрт. Также в последнее время растет количество приверженцев различных протестантских объединений и пара-христианских религиозных течений.

Церкви и приходы

Православие

Махачкалинское благочиние
Кизлярское благочиние

Католические церкви

Протестантские общины

Протестантские общины появились в Дагестане лишь в начале XX века. Первыми их представителями были баптисты, адвентисты. Столкнувшись с гонениями в советские годы, они выстояли и продолжают они действовать и по сей день. В настоящее время протестантизм в республике сталкивается с сопротивлением как со стороны властей, так и со стороны экстремистов. Так в 15 июля 2010 года в Махачкале возле дома молитвы был убит выстрелом в голову пастор — пятидесятник Артур Сулейманов[5].

Парахристианские верования

Задержаниям подвергаются и Свидетели Иеговы[6]

Примечания

  1. ↑ К. М. Ханбабаев, «Христианство в Дагестане в XVIII — начале XXI в.»
  2. Образованы новые епархии Русской Православной Церкви на Северном Кавказе
  3. Почитание Святого Григориса — традиция сквозь столетия
  4. В Кизляре освятят воссозданный Крестовоздвиженский женский монастырь
  5. Артур Сулейманов и христианское просвещение народов Дагестана
  6. В Дагестане задержаны «Свидетели Иеговы»

Ссылки

  • Конфессиональные отношения в современном Дагестане
  • К. М. Ханбабаев, «Христианство в Дагестане в XVIII — начале XXI в.»
  • Сайт Махачкалинского благочиния
  • Христианство / Религиозные конфессии в РД

Христианство в Дагестане.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47