Хромка

24-09-2023

Хромка
Гармонь хромка

гармонь хромка с клавиатурами 25×25
Классификация

гармонь

Родственные инструменты

баян, аккордеон

Хромка на викискладе

Хромка[1][2][3] — музыкальный инструмент, разновидность русской двухрядной диатонической гармони.

Содержание

История

Хромка появилась в самом конце XIX века и изначально назывались «северянка». Только по прошествии 15—20 лет её стали называть хромкой из-за сходства с другими, действительно хроматическими ручными гармониками (например — баяном) в том, что высота звуков при смене направления меха (сжиме-разжиме) у этих инструментов и у хромки не меняется.

В начале своего появления, на правой клавиатуре хромки имелась 21 клавиша, на левой клавиатуре — 12 клавиш с отдельными звуками (басами) и аккордами (схема 3). После, длительный период времени, на правой клавиатуре размещали 23 клавиши. В настоящее время, наиболее распространённым видом гармони хромки является хромка с 25-ю клавишами в правой и 25-ю клавишами в левой клавиатуре (условное обозначение: 25×25)[1].

В 1925—30 годы гармонь хромка окончательно вытеснила из массового использования двухрядную венскую гармонь («венку»)[3], и до настоящего времени стала основным видом русской гармони[2].

Клавиатуры

Гармонь хромка имеет определённую, из нескольких возможных, тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы, которую можно извлекать на гармони.

Примечание: приведённые ниже примеры нот соответствуют гармони с тональностью До.

Несмотря на своё название, гармонь хромка (сокращение от слова хроматическая) является диатоническим музыкальным инструментом, то есть звукоряд данной гармони основан на диатонической натуральной мажорной (и параллельной ей минорной) гамме. Мажорная гамма имеет ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; минорная гамма: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль.

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха.

Правая

Схема 1
2 1
Ми2  
Фа2   
Соль1
Ре1
До1
Фа1
Ми1
Ля1
Соль1
До2
Си1
Ми2
Ре2
Соль2
Фа2
Си2
Ля2
Ре3
До3
Фа3
Ми3
Ля3
Соль3
До4
Си3
 
 

Схема 1. Условные обозначения: нижний индекс рядом с нотами означает номер октавы.

На правой клавиатуре исполняется мелодия. Количество вертикальных рядов кнопок — 2, количество кнопок — 25.

Диапазон правой клавиатуры — три мажорных гаммы (3 неполных октавы), тональность которых соответствует тональности гармони: звуки от До первой октавы до До четвёртой октавы.

Отдельно, в самом верху клавиатуры, располагается 3 дополнительных хроматических (альтерированных) звука: Соль-диез первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У хромки с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.

Левая

Схема 2
1 2 3
Фа      7Ре
7Си    
Ля Ре
Си
Си 7Соль
7Ми
До Соль
Ми
Ре БДо
МЛя
Ми До
Ля
Фа БФа
МРе
Соль Фа
Ре
Ля
 
 
Схема 3
1 2
  7Соль
7Ми   
Соль
Ми
БДо
МЛя
До
Ля
БФа
МРе
Фа
Ре
 
 

Схемы 2 и 3. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд. Ноты относятся к большой октаве.

На левой клавиатуре исполняется сопровождение для мелодии (аккомпанемент). Количество вертикальных рядов кнопок — 3, количество кнопок — 25.

Диапазон левой клавиатуры — одна мажорная гамма (басовые (низкие) ноты от До до Си большой октавы), тональность которой соответствует тональности гармони, и один хроматический звук Фа-диез.

Первый вертикальный ряд кнопок (самый ближний к меху) называется вспомогательным, в нём располагаются кнопки только с определёнными басовыми звуками, которые повторяются, кроме самой верхней кнопки Фа-диез, в двух других вертикальных рядах клавиатуры. Звуки Ля и Ре дублируются трижды. Дублирование кнопок необходимо для удобства игры на гармони.

Кроме отдельных басовых звуков, в левой клавиатуре также имеются кнопки, при нажатии которых звучит целый аккорд, а именно:

У некоторых видов хромок в левой клавиатуре располагается только 12 кнопок, строй которой совпадает со строем клавиатуры с 25-ю кнопками, только без ближнего к меху вертикального ряда (не три, а два вертикальных ряда кнопок) и двух самых верхних горизонтальных рядов (схема 3).

Исполнители

Примечания

  1. ↑ Справочник по гармоникам (Хромка). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  2. 1 2 Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.
  3. 1 2 Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.

Литература

  • Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.
  • Мирек А. М. Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М., 1997. — 247 с.
  • Бажилин Р. Н. Самоучитель на двухрядной хроматической гармонике. — Нотное издание. — М.: Издательский дом В. Катанского, 2004. — 112 с.
  • Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4
  • ГОСТ 25992-83 — Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия.


Хромка.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47