20-10-2023
«Церковь истинного Иисуса» (кит. 真耶穌教會, англ. True Jesus Church) — международная независимая реставрационистская[1] церковь пятидесятнического происхождения. Создана в Пекине в 1917 году. Является ответвлением протестантской ветви христианства и относится к пятидесятникам-унитариям. Является одной из трёх местных китайских церквей[2], существовавших до установления коммунистического правления в Китае в 1949 году.
Церковь насчитывает приблизительно 2,5 миллиона членов по всему миру[3][4]. Наибольшее число членов «Церкви истинного Иисуса» имеется в Китае, Индии, на Тайване, в Сингапуре, Малайзии и Гонконге. Международная ассамблея церкви в настоящее время располагается в Лос-Анджелесе, США[5].
В 1995 году «Церковь истинного Иисуса» открыла отделение в Московской области[6].
Принятие Святого Духа, проявляющегося в глоссолалии, является гарантией нашего наследования Царства Небесного[7].
Крещение водой — это таинство, совершаемое ради отпущения грехов и возрождения. Крещение должно совершаться в естественной воде, такой как река, море, или источник. Креститель, который уже получил крещение водой и Святым Духом, проводит крещение от имени Господа Иисуса Христа. А крестящийся должен быть целиком погружен в воду со склонённой головой, лицом вниз[8].
Таинство омовения ног позволяет соединяться с Господом Иисусом. Оно также служит постоянным напоминанием о том, что нужно любить, иметь святость, смирение, уметь прощать и служить Богу. По отношению к каждому человеку, который получил водное крещение, должно быть совершено таинство омовения ног во имя Иисуса Христа. Взаимное омовение ног может осуществляться всякий раз, когда это уместно[9].
Святое причастие — это таинство в ознаменование смерти Господа Иисуса Христа. Оно позволяет вкусить плоть и кровь нашего Бога и стать с Ним единым целым, чтобы обрести вечную жизнь и воскреснуть в Судный день. Это таинство должно совершаться как можно чаще. Используйте одну облатку (пресный хлеб) и виноградный сок[10].
День отдохновения, седьмой день недели (суббота), является священным днем, благословенным и освященным Богом. Этот день должен быть соблюден в ознаменование Божьего сотворения мира и спасения, с надеждой на вечный отдых в жизни[11].
В 80-х годах XX века пять основных доктрин веры были дополнены ещё пятью дополнительными «Положениями веры», став, таким образом, «Десятью Статьями» основ верований последователей Церкви истинного Иисуса:
Иисус Христос — Слово, ставшее плотью — умер на кресте во искупление грехов человеческих, воскрес на третий день и вознесся в Рай небесный. Он является единственным спасителем человечества, Создателем небес и земли, и только Он есть единственный и истинный Бог.[12]
Святейшая Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов, вдохновлена Богом, и является единственной библейской истиной, и стандартом для жизни христиан.
Спасение дано Божьей милостью через веру. Верующие должны положиться на Святого Духа для того, чтобы стать святыми, прославлять Бога и полюбить всех людей.
Церковь истинного Иисуса, основанная нашим Господом Иисусом Христом, через Святой Дух во время времени «последнего дождя», это истинная восстановленная церковь апостольского времени.
Второе пришествие Христа произойдет в Последний День, когда Он спустится с небес для того, чтобы судить мир: праведники получат вечную жизнь, грешники будут вечно осуждены.
Наименование Церкви истинного Иисуса содержит несколько богословских заявлений и «имеет духовный смысл»[13]. Теологи движения указывают на библейские отрывки, называющие Бога «истинным» (Иоан.3:33, Иоан.17:3, 1Фес.1:9). Иисус также называл себя «истиной» (Иоан.14:6) или «истинной виноградной лозой» (Иоан.15:1). Так как Бог желает создать церковь «во имя Своё» (Деян.15:14-18), следовательно название церкви должно нести имя Бога, т. е. Иисуса (Мф.1:21, Иоан.17:11,26). Церковь истинного Иисуса таким образом «возвышает имя Бога и называет Его Христом»[13].
Успешные попытки евангелизировать Китай несторианами из Персии (635—845 гг. н. э.)[14], римскими католиками, включая иезуитов (1265 г., 1601—1724 гг.) были недолговечны[15]. Христиане утратили расположение китайских императоров, поэтому действовали спорадически и подпольно.
Первые протестантские миссионеры начали работу на территории Китая в 1807 году после прибытия из Шотландии Роберта Моррисона[16]. После Первой опиумной войны в 1840-х годах миссионеры со всего мира стали приезжать в Китай. Хадсон Тейлор в 1865 году основал Внутреннюю миссию[17].
В XIX веке было отмечено большое увеличение числа христиан-китайцев. В 1900 году в стране насчитывалось почти 111 тыс. протестантов наряду с 1600 китайскими рабочими-христианами и 2 тыс. миссионерами.
Первыми пятидесятническими миссионерами в Китае были супруги Гарр, участвовавшие в пробуждении на Азуза-стрит и прибывшие в Гонконг в 1907 году. Позже в Шанхае была основана Миссия апостольской веры[18].
После «восстания боксеров» и преследований в начале ХХ века многие китайские христиане поддержали «Движение трех самостоятельностей», которое продвигало стратегию самоуправления, самоподдержки и самораспространения, для того чтобы уменьшить иностранное влияние и вмешательство в жизнь китайских церквей. Многие поместные церкви обнищали.
Три основоположника «Церкви истинного Иисуса» также поддерживали эту идею и решили порвать с существовавшей пятидесятнической церковью. Это были Пол Вэй (ум. 1919), Линг Шенг Чжан (род. 1863) и Варнава Чжан (1882-1960)[13]. Линг Шенг Чжан был диаконом пресвитерианской церкви, пережившим в 1909 году опыт крещения Духом Святым. Пол Вей, верующий церкви британских конгрегационалистов, перешёл в пятидесятничество после исцеления от серьёзного заболевания. Варнава Чжан был обращён в христианство Линг Шенг Чжаном в 1912 году. В 1917 году в Пекине была создана первая община Церкви истинного Иисуса.
Из материкового Китая движение перекинулось на Тайвань (1927), юго-восточную Азию (1927) и на Гавайи (1930). Штаб-квартира вскоре переехала в Нанкин (1926), затем в Шанхай (1927). К 1949 году, к моменту создания Китайской Народной Республики Церковь истинного Иисуса стала одной из крупнейшей христианской конфессией в стране с 700 церквами и 120 тыс. членами.
В 1950 году была прекращена связь между общинами материкового Китая и за пределами Китая. К этому времени общины движения существовали в Малайзии, Индии, Индонезии, Японии и Корее. Длительное время церковь материкового Китая подвергалась репрессиям. В 1975 году делегаты второй всемирной конференции на Тайване создали Международную Ассамблею Церкви истинного Иисуса. К этому времени церковь была представлена в США (1965). Первая община Церкви истинного Иисуса в Европе появилась в 1976 году в Великобритании. С 1979 года церковь присутствует в Африке (Нигерия), с 1982 года — в Австралии.
В 1985 году, в соответствии с решением четвёртой всемирной конференции, офис Международной Ассамблеи переехал в Лос-Анджелес. К концу 80-х годов была восстановлена связь между общинами Международной ассамблеи и церквами материкового Китая. Впоследствии управление церковью было разделено на четыре центра в Америке, Европе, Северо-восточной Азии и Юго-восточной Азии. По состоянию на 2010 год Церкви истинного Иисуса присутствовали в 58 странах мира, в том числе в 12 странах Европы.
Список пятидесятнических деноминаций
Церковь истинного Иисуса.