22-09-2023
Воронеж (Чертовицкое) | ||
Здание главного терминала |
||
Страна: Регион: |
Россия Воронежская область |
|
Тип: | гражданский | |
Код ИКАО: Код ИАТА: |
UUOO (УУОО) VOZ |
|
Высота: Координаты: |
+156 м |
|
Пассажирооборот (год): | 280,000 пассажиров в год[1](в годы расцвета в советский период 1100,000 пассажиров[2][3]) | |
Грузооборот (год): | около 350,000 тонн | |
Терминалы: | 1 пассажирский и 1 грузовой | |
Местное время: | UTC +4 | |
Время работы: | круглосуточно | |
Эксплуатант: | ОАО Авиакомпания «Воронежавиа» | |
Сайт: | voronezhavia.ru
|
|
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
13/31 | 2300х45 м | асфальтобетон[4] |
01/19 | 700х100 м | грунт |
04/22 | 450х60 м | грунт |
Список аэропортов |
Воронеж (Чертовицкое) — международный (с 1995 года) аэропорт города Воронеж, административно входит в его состав.
Аэродром способен принимать самолёты Ту-134, Ан-148, Як-42, BAe 146-300, Saab 2000, ATR 72, CRJ-200 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. [5] Классификационное число ВПП (PCN) 19/R/C/X/T.
Авиакомпании | Назначения |
---|---|
Полёт | Анталья (чартерные рейсы), Салоники(Греция), Ираклион(о. Крит, Греция), Родос(Греция), Ереван, Москва-Домодедово, Мюнхен (Германия), Подгорица (Черногоря, чартерные рейсы), Прага (Чехия), Пула (Хорвания, чартерные рейсы), Санкт-Петербург, Тиват (Черногория, чартерные рейсы), Норильск, Ханты-Мансийск, Самара, Ульяновск, Сочи. |
Ютэйр | Москва-Внуково |
Саравиа | Варна (Болгария, чартерные рейсы), Саратов (чартерные рейсы) |
РусЛайн | Москва-Домодедово, Кипр (Чартерные рейсы) |
Astra Airlines(греческая чартерная авиакомпания) | Салоники(Греция) (чартерные рейсы c 7 июня 2012 года) |
Armavia | Ереван (регулярные рейсы c 8 мая по 29 октября 2012 года) |
ЗАО "Авиа Менеджмент Груп" (торговая марка Dexter) намерен создать федеральный центр деловой и социальной авиации в Воронежской области, компания будет осуществлять фидерные перевозки, а также участвовать в системе межгоспитальной санитарной авиации [6].
Авиакомпания | Используемые воздушные суда |
---|---|
Полёт | Ан-148-100Е (возрастом ~ 1 год), Saab 2000 (возрастом ~13 лет), Saab 340 (возрастом ~20 лет) [7] |
Ютэйр | ATR 72-500 (возрастом менее 1 года), ATR 72-200 (возрастом ~20 лет), ATR 42-300/320 (возрастом ~20 лет) |
Саравиа | Як-42Д (возрастом ~24 года) [8] |
РусЛайн | CRJ-200 (возрастом ~10 лет) |
Astra Airlines(греческая чартерная авиакомпания) | http://www.planespotters.net/Airline/Astra-Airlines [9] |
Armavia | CRJ-200 (возрастом ~12 лет) |
По состоянию на 11 июля 2012 года в лизинге авиакомпании «Полёт» находятся три Ан-148-100Е — RA-61709[10], RA-61710[11] и 61711[7][12], первый из которых совершил посадку на аэродроме компании в аэропорту Воронежа (Чертовицкое) 28 июля 2011 г[13]. В производстве находятся два Ан-148 из заказа авиакомпании «Полёт» на 10 самолётов[7]. 9 сентября 2011 г. Ан-148-100Е RA-61709 совершил первый коммерческий полет по маршруту «Воронеж — Санкт-Петербург — Воронеж». Рейс, на который было продано более 90 % билетов, продлился один час сорок минут на высоте 9-11 км[14]. Рейс был приурочен к 425-й годовщине Воронежа. На момент октября 2011г Ан-148Е включены в расписание регулярных рейсов.[15] Дальность полёта данной модификации лайнера в 4 400 километров даёт возможность авиакомпании связать Центральное Черноземье прямыми рейсами с региональными центрами Урала и Сибири, а также открыть туристические рейсы в Грецию[16] , Египет, Испанию, Италию, ОАЭ, Израиль и по другим популярным направлениям.[17]
Авиакомпания «Ютэйр» объявившая о намерении приобрести 30 региональных самолётов, заключила контракт с ATR (франко-итальянский концерн) на поставку 20 новых региональных самолётов ATR 72-500 (в частности используемых для выполнения рейсов в Воронеж), первый лайнер поступил менее чем через три месяца. «Ютэйру» предлагали поставить самолёты Ан-148 НО только в 2026 году. «Я уже буду пенсионером», — заметил гендиректор «Ютэйр», добавив, что современный перевозчик так долго ждать не может.[18]
В 2008 году была начата реконструкция аэропорта. В планы по реконструкции входила замена покрытия и удлинение ВПП до 2600 м (удлинение более 2600м невозможно, т.к. аэропорт с двух сторон граничит с федеральными автотрассами), замена периметрового ограждения, водно-дренажной системы, обновление светосигнального оборудования, реконструкция перрона и рулежных дорожек, а также аэровокзального комплекса[19].
С 2010 года, после окончания основных работ на взлетной полосе, её технические характеристики позволяют принимать самолёты Ту-154, Boeing-737 и Airbus-320. Однако техническое состояние рулежных дорожек и перрона аэропорта пока не позволяет эксплуатировать на них такие воздушные суда [5][20]. После выполнения реконструкции рулежных дорожек и перрона и получения сертификационных документов (на ВПП, рулёжные дорожки и перрон) будет реализована возможность приемки воздушных судов типа Boeing 737, Ту-154 и других. Этап реконструкции рулежных дорожек и перрона планировалось завершить в 2011 году. Скорость решения данного вопроса напрямую зависит от объёмов и сроков федерального финансирования.
По заявлению Председателя Правительства РФ В. В. Путина, в программу модернизации аэропортов центральной России в 2011—2012 годах (стоимость реализации которой составит около 50 миллиардов рублей) будет включён авиаузел Воронеж.[21]
В 1980-х годах аэропорт успешно обслуживал 1100,000 пассажиров в год [2][3] в 2011 году аэропорт обслужил 280,000 пассажиров[1]. Таким образом, аэропорт загружен примерно на 25% от советской пропускной способности, поэтому вызывает большие сомнения целесообразность строительства нового аэровокзала с увеличенной пропускной способностью [22][23].
Поскольку к 2003 году пассажиропоток аэропорта упал с 1 100 000 до 63 000 пассажиров [2][3], значительная часть помещений аэропорта стала использоваться не по прямому назначению (под офисы, склады и т.д). На 2012 год под обслуживание пассажиров задействована примерно половина помещений аэропорта.
Воронежский губернатор Алексей Гордеев заявил, что региональные власти по рекомендации Минтранса «рассматривают вариант», при котором местная авиакомпания «Полет» будет заниматься только перевозками. А воронежский аэропорт, который сейчас контролируется «Полетом», будет передан «другой структуре». «Если аэропорт независим — он заинтересован приглашать как можно больше авиакомпаний. Когда одна из них его контролирует — понятно, что она даже непроизвольно может чинить препятствия конкурентам». Один из предпринимателей, пожелавший остаться неназванным, отметил, что «Анатолий Карпов — один из самых грамотных бизнесменов в регионе». «Главное, чтобы продажа аэропорта, если она состоится, проходила не как рейдерский захват» [22][24].
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба по Воронежской области возбудила антимонопольное дело в отношении ОАО "Авиационная компания "Воронежавиа" (контролируется ЗАО "Полет" бизнесмена Анатолия Карпова) по признакам нарушения антимонопольного законодательства [25]. С проблемой недобросовестной конкуренции в аэропорту Воронежа сталкивались авиакомпания Руслайн: ЗАО "Авиакомпания "РусЛайн" (считается, что контролируется воронежским бизнесменом Николаем Улановым) планировало осуществлять через аэропорт регулярные рейсы по нескольким направлениям, в том числе, в Екатеринбург, Норильск, Челябинск, Минск, Днепропетровск. Речь шла о перевозках на воздушных судах типа CRJ-200. Такие самолёты не эксплуатировались аэропортом, поэтому допуск к их использованию компанией "РусЛайн" в Воронеже требовал дополнительного соглашения со стороны "Воронежавиа". Вместе с тем, было установлено, что воронежская компания всячески затягивала оформление разрешительной документации на эксплуатацию. Действия "Воронежавиа" антимонопольная служба расценила как "скрытый отказ". Помимо "РусЛайн" с проблемой недобросовестной конкуренции сталкивались ORENAIR [20] и ЮТэйр. Так сообщалось, что только после вмешательства воронежского губернатора Алексея Гордеева был запущен первый рейс Воронеж-Москва-Воронеж авиакомпании "ЮТэйр", которая предложила более выгодные цены на перелеты. Вслед за ними свои цены была вынуждена снизить и авиакомпания "Полет". Основным активом «Воронежавиа» является международный аэропорт «Воронеж». 51 % акций «Воронежавиа» контролирует воронежская авиакомпания «Полет».
24 июня 2010 г. самолёт Saab-2000 авиакомпании «Полет», выполнявший рейс Воронеж — Москва, вскоре после взлета совершил экстренную посадку в аэропорту Воронежа в связи с техническими неполадками. На борту находились 49 пассажиров и экипаж. Посадка прошла благополучно, никто не пострадал. Ведется расследование… Это уже не первая аварийная посадка самолётов «Полета». Так, в начале апреля самолёт Ан-24 был вынужден совершить посадку в воронежском аэропорту. Как сообщали в Юго-Восточном УВД на транспорте, при выполнении рейса из Москвы в Воронеж на высоте 4,2 тыс. метров из-за трещины в стекле произошла разгерметизация кабины. На борту находилось 30 пассажиров и 4 члена экипажа, но обошлось без жертв. Кроме того, аварийная посадка, аналогичная последней, произошла около года назад. Тогда экипаж лайнера Saab-2000, выполняя рейс из Воронежа в Ереван, принял решение о возвращении в аэропорт через пять минут после взлета.[26]
19.09.2011 во Внуково сняли с рейса самолёт АТR-72 авиакомпании «Ютэйр», который должен был выполнить рейс ЮТ-151 Москва (Внуково) - Воронеж. По расписанию вылет должен был состояться в 21:40. Однако возникшие технические неисправности не позволили АТR-72 выполнить рейс по расписанию. Усилия ремонтников более часа пытавшихся привести воздушное судно с пассажирами на борту в работоспособное состояние не увенчались успехом. После чего было принято решение заменить самолёт АТR-72 на АТR-42, куда и были пересажены все пассажиры и перегружен их багаж. В результате запасной борт АТR-42 доставил пассажиров в Воронеж с опозданием на несколько часов...
1) Сравнение воронежского аэропорта с аэропортом Стригино города-миллионника Нижний Новгород, аналогично расположенного в радиусе 500 км от Москвы, не в пользу Воронежа как по техническим характеристикам (бетонная ВПП размерами 2805х45 м) и типам принимаемых воздушных судов (Ту-154, Boeing-737 и Airbus-320 и т.д.), так и по разнообразию маршрутов (Анталья, Даламан, Хургада, Шарм-эль-Шейх, Барселона, Ираклион, Монастир, Римини, Пула, Дубровник, Тиват, Верона, Варна, Родос, Бангкок и т.д.). Важной особенностью является то, что аэропорт Нижнего Новгорода является аэропортом совместного базирования (гражданских и военных самолётов), что существенно сокращает издержки. В Воронеже, помимо Чертовицкого аэропорта, есть военный аэродром Балтимор (аэродром) в черте города [27], а также экспериментальный аэродром «Придача», способный принимать тяжелые самолёты вплоть до Ил-96-400.
2) Возможности Курск-Восточный (аэропорт)а по приёму среднемагистральных воздушных судов: Распоряжение Росавиации от 16.03.2009 N ГК-37-р "О допуске аэропорта Курск к приему воздушного судна Боинг 737-500 и его модификаций".
3) Возможности Брянск (аэропорт)а по приёму среднемагистральных воздушных судов: Распоряжение Росавиации от 4 июля 2006 г. N АЮ-210-р "О допуске аэропорта Брянск к приему воздушного судна Боинг 737--400 (500)".
4) Белгород (аэропорт) принимает воздушные суда среднего размера Ту-154 и Boeing 737...
Подобная сутуация ведёт к переориентированию пассажиропотока на и без того перегруженный Московский авиаузел [28], и крайнему неудобству для пассажиров, вынужденных добираться через Москву[29]...
В советское время в аэропорту Воронежа работал полуторатысячный коллектив. В настоящее время в аэпопорту Воронежа работают около 400 человек: спасатели, пожарные, технический персонал, сотрудники служб питания и безопасности. Большинство сотрудников аэропорта — пенсионного или предпенсионного возраста. Средний возраст работников, по данным профкома, — 58 лет. Согласно штатному расписанию - 6000, 6900, 9100 — это месячные оклады людей, отвечающих за состояние взлётно-посадочной полосы, техническое обслуживание самолётов, безопасность в аэропорту... Даже с учётом надбавок мало у кого зарплата превышает 13 тысяч. Средний заработок в воронежском аэропорту — около 12 тысяч рублей. Для сравнения, в аэропорту Белгорода — 17 тысяч, Липецка — 15 тысяч [30]. Генеральный директор компании "Воронежавиа": "Я же не могу сегодня исходя из наших финансовых результатов и показателей сделать зарплату в 15.000 – это делается всё со временем. Зарплата не повышалась порядка 3-4 лет. В 2011 году было принято решение повысить зарплату на 30%. Я же не могу сказать сегодня, что подниму зарплату ещё на 20%". Задержки с выплатами зароботной платы являются регулярным явлением [31][32][33][34].
Это заготовка статьи об аэропорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Чертовицкое (аэропорт).