Чинизелли, Гаэтано

10-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гаэтано Чинизелли
итал. Gaetano Ciniselli

Фотография Карла Бергамаско. 1870
Дата рождения:

1 марта 1815(1815-03-01)

Место рождения:

Комо, Италия

Дата смерти:

4 октября 1881(1881-10-04) (66 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Профессия:

артист цирка, акробат, дрессировщик

Гражданство:

Годы активности:

Ок. 18301881

Жанр:

Вольтижировка, акробатика

Цирк:

Цирк Чинизелли

Династия:

Чинизелли

Награды:

Гаэта́но Чинизе́лли (итал. Gaetano Ciniselli; 1 марта 1815, Комо (по др. сведениям, Милан[1]), Италия — 4 октября 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — итальянский цирковой наездник и дрессировщик лошадей, педагог, глава цирковой династии, основатель и директор Цирка Чинизелли в Санкт-Петербурге (1877)[2].

Биография и деятельность

Ранние годы и карьера в Европе

Это был утончённый, изящный наездник, прекрасно чувствующий лошадь и умеющий подчинить её своей воле. Дрессировка и верховая езда полностью поглощали его мысли. Достойный ученик великого мэтра Бошеrufr, Чинизелли поднялся на недосягаемую высоту.

Де Во[1]

Гаэтано Чинизелли родился 1 марта 1815 года в Комо. С двенадцати лет поступил учеником в цирковую труппу Алессандро Гверра (итал. Alessandro Guerra). В 1841—1846 годах работал в парижском циркеrufr Антонио Франкониrufr, совершенствовался в искусстве верховой езды у мастера конного дела Франсуа Бошеrufr[3].

В 1846 году по приглашению своего первого учителя Алессандро Гверра, владевшего деревянным цирком в Петербурге, приехал в Россию вместе с женой, наездницей Вильгельминой Гинне (итал. Guglielmina Hinnée; 1817—1886) и шестилетним сыном Андреа. Гверра привлёк Чинизелли в труппу для «усиления программы» в связи с появлением у его располагавшегося на Театральной площади заведения[К 1] конкурентов в лице Поля Кюзана и Жюля Лежара, выстроивших для выступлений своих трупп деревянное цирковое здание по соседству, слева от Александринского театра. Чинизелли выступал на сцене цирка Гверра в сезоне 1846/47 годов до закрытия заведения из-за финансового краха[4][5][3].

Объявление о выступлении труппы Чинизелли. 1851

В 1847 году покинул Россию и отправился в Лондон. Выступал как конный акробат, главным образом в героических и атлетических жанрах. Создал собственную труппу, костяк которой составляли члены его семейства. Гастролировал по Европе, выступления имели успех в Париже, Лондоне, Милане, крупных городах Германии и Швейцарии. В годы Рисорджименто работал педагогом-тренером в королевских манежах Виктора Эммануила II, за преподавательские заслуги был удостоен звания почётного шталмейстера его величества короля Италии. В 1868 году стал обладателем личного герба и кавалером ордена Короны Италии. В разные годы Чинизелли был награжден девятью Кавалерскими знаками орденов[4][3].

В Российской империи. Цирк Чинизелли

Осенью 1869 года Чинизелли с семьёй в составе жены Вильгельмины, сыновей Андреа, Сципионе и Эрнесто, дочери Эммы и невестки Клотильды[К 2] прибыл в Россию по приглашению брата жены, циркача и предпринимателя Карла Гинне, владевшего «конным и гимнастическим цирком» в Петербурге. Открывшийся в декабре 1867 года на Манежной площади цирк, по оценке современников, «представля[л] явление только посредственное» и Чинизелли был вызван родственником для исправления положения[6][3].

Семья Чинизелли, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась успехом у петербургской публики. В 1872 году Гинне покинул Петербург, передав Чинизелли руководство цирком. В 1876 году временный деревянный цирк на Манежной был известен уже как «цирк Чинизелли»[6].

Г. Чинизелли исполняет номер с лошадьми «на свободе». Э. Мартиник, 1877

Решив открыть собственное дело в России, Чинизелли «с темпераментом конного наездника и упорством дрессировщика лошадей» стал добиваться разрешения городских властей на приобретение земельного участка Инженерного сквера у Фонтанки для постройки постоянного каменного здания цирка. Многократные отказы власти мотивировали тем, что «цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр», где «народ» мог бы «за доступную плату… умственно и душевно отдохнуть»; «постройкою цирка закроется фасад одного из замечательных зданий Петербурга, именно Инженерного замка»; дети лишатся возможности прогулок в сквере, поскольку от него «останется клочок, который будет граничить с конюшнями цирка». Настаивая на необходимости цирка «для народа», Чинизелли предложил после сноса деревянного циркового строения «устроить на свой капитал сквер на Михайловской площади (ныне Манежная)… обнести сквер железною решёткою и устроить в нём роскошный фонтан». 26 декабря 1875 года разрешение на строительство было получено[7].

Цирк Чинизелли. 1890-е годы

В конце 1877 года на средства Чинизелли по проекту архитектора В. А. Кенеля на Манежной площади, напротив главного фасада Манежа был разбит сквер[8]. Цирк Чинизелли открылся 26 декабря 1877 года и стал первым в России каменным стационарным цирком. При строительстве здания были применены новые архитектурные решения, которые впоследствии задействовались при постройке аналогичных сооружений.

Интерьер цирка Чинизелли. 1878. Литография

В числе новых решений был установленный без опорных колонн сферический купол, обтянутый холстом с росписями, представляющими «типические изображения из вольтижёрского мира… среди которых выделя[л]ся сам владелец цирка госп. Гаэтано Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница». Здание стало городской достопримечательностью и одним из главных столичных зрелищных предприятий[9].

В 1878 году «Петербургская газета» писала:

Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижёры, довольно проворные вольтижёрки, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…

— Петербургская газета. — 1878. — № 103. — 28 мая[3]

Посещение цирка Чинизелли вошло в моду у жителей Петербурга разных социальных слоёв. Помимо представлений в цирке устраивались вечера и праздники, публике предлагались разнообразные «новинки». В 1879 году началось соперничество Чинизелли с циркачом и предпринимателем Альбертом Саламонским, открывшим цирк в Москве[1], некоторое время «субботники Чинизелли» составляли конкурецию «субботам» французской труппы Михайловского театра[10].

Гаэтано Чинизелли занимался дрессурой лошадей до последних дней. Умер в Петербурге 4 октября 1881 года. В сопровождении торжественной процессии и военного оркестра был с почестями погребён на Смоленском лютеранском кладбище. Старший сын артиста вёл за гробом его любимую лошадь[3].

Семья

Сципионе Чинизелли. Карикатура Поля Робера. 1903

Семья Чинизелли работала в цирке до революции.

Жена
  • Вильгельмина Анна Чинизелли (урожд. Гинне; 1817—1886) — наездница, представительница немецкой цирковой династии Гинне, возглавляла цирк после смерти мужа (1881—1886).
Дети
  • Андреа Чинизелли (1840—1891) — наездник и дрессировщик, глава цирка после смерти матери (1886—1891).
  • Эмма Чинизелли (в браке Штакельберг; 1850—?) — наездница высшей школы, ведущая артистка труппы Цирка Чинизелли. В 1880-е годы вышла замуж и оставила манеж.
  • Эрнесто Чинизелли (1851—1925) — наездник и дрессировщик.
  • Виргиния Чинизелли (1860 (?)—?) — наездница и дрессировщица.
  • Шарлотта Чинизелли (1862 (?)—?) — наездница и дрессировщица.
  • Сципионе Чинизелли (1864—1938) — наездник и дрессировщик, директор Цирка Чинизелли после смерти брата (1891—1918). После национализации цирка с семьёй покинул Россию[11][3].

Наследие и память

Цирк Чинизелли. 2012
Ново-Манежный сквер. 2017

После революции Цирк Чинизелли был национализирован, менял названия и неоднократно реконструировался. После реставрации цирка в 2003 году на фасаде здания было восстановлено имя Гаэтано Чинизелли. В 2015 году, к 200-летию со дня рождения артиста, было принято решение о присвоении цирку его имени[12].

В 1988 году разбитый на средства Гаэтано Чинизелли Ново-Манежный сквер причислен к объектам культурного наследия[13]. В 2014 году признана объектом культурного наследия могила Чинизелли и его семьи[К 3] на Смоленском лютеранском кладбище[14]. В 2015 году надгробие было отреставрировано[15].

По оценке историка цирка Домини Жандо —

Благодаря Чинизелли и Саламонскому русский цирк пережил свой расцвет и достиг высокого уровня мастерства… Здания, выстроенные Чинизелли и Саламонским в Москве и Санкт-Петербурге… стоят и поныне… и каждый вечер переполнены[1].

Комментарии

  1. Цирк Алессандро Гверра находился на месте Мариинского театра.
  2. Дочь Алессандро Гверра, жена Андреа Чинизелли.
  3. В семейной могиле похоронены также жена артиста Вильгельмина Анна Чинизелли, свояченица Франциска Думос (итал. Franziska Dumos; 1815—1879) и три умерших во младенчестве внучки: Мария (1877—1878), Эмма (1878—1879) и Дора (1882—1890) Чинизелли[14][3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Жандо, 1984, гл. 4.
  2. Napoli: Detken & Rocholl, 1899. — С. 564. (итал.)
  3. ↑ Семья Чинизелли. Ruscircus.ru (30 сентября 2015). — В мире цирка и эстрады. Проверено 14 июня 2017.
  4. 1 2 Чупровская-Дзеревяго, 2001, с. 45.
  5. Пономарёв (окончание), 2008, № 4, с. 70.
  6. 1 2 Пономарёв (окончание), 2008, № 4, с. 72.
  7. Чупровская-Дзеревяго, 2001, с. 45—46.
  8. Пономарёв (окончание), 2008, № 4, с. 73.
  9. Чупровская-Дзеревяго, 2001, с. 46—47.
  10. Чупровская-Дзеревяго, 2001, с. 47.
  11. Пономарёв (начало), 2008, № 3, с. 56.
  12. Цирку на Фонтанке вернут имя Гаэтано Чинизелли. Фонтанка.ру (13 ноября 2015). Проверено 15 июня 2017.
  13. Ново-Манежный сад. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; Правительство Санкт-Петербурга. — Решение исполкома Ленгорсовета № 849 от 31 октября 1988. Проверено 15 июня 2017.
  14. ↑ Могилу Гаэтано Чинизелли признали объектом культурного наследия Петербурга. Росбалт (23 декабря 2014). Проверено 15 июня 2017.
  15. Отреставрированное надгробие Гаэтано Чинизелли откроется на Смоленском кладбище. Gorod-plus.tv (29 сентября 2015). Проверено 15 июня 2017.

Литература

  • Жандо Д. История мирового цирка / Домини Жандо ; пер. с фр. О. Гринберг, В. Мильчина. — М.: Искусство, 1984. — 320 с.
  • Чупровская-Дзеревяго Л. В. Один из красивейших цирков Европы // История Петербурга : журнал. — СПб., 2001. — № 4. — С. 45—49.
  • Пономарёв И. А. Сады и цирки // История Петербурга. — СПб., 2008. — № 3. — С. 48—58 (Начало).
  • Пономарёв И. А. Сады и цирки // История Петербурга. — СПб., 2008. — № 4. — С. 68—74 (Окончание).

Ссылки

  • Мировая цифровая библиотека. — Library of Congress. Проверено 14 июня 2017.
  • Семья Чинизелли. Ruscircus.ru (30 сентября 2015). — В мире цирка и эстрады. Проверено 14 июня 2017.

Чинизелли, Гаэтано.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47