11-05-2023
Шагал — Малевич | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Леонид Бичевин |
Оператор | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
«Шагал – Малевич» — художественный фильм режиссёра Александра Митты о витебском периоде жизни художника Марка Шагала. Фильм снимался под рабочим названием «Миракль о Шагале»[1].
Выход фильма ожидается в октябре 2013 года[2].
История художника Марка Шагала в период его возвращения в родной Витебск с женой и дочерью в статусе комиссара искусства. Шагал открывает школу искусств, приглашает в неё в качестве нового преподавателя Казимира Малевича. Задача Малевича — воспитать плеяду придуманного им направления в живописи «супрематизм».
В картине четыре основные линии взаимоотношений: Шагал и его жены Белла, Шагал и ученики, Шагал и Малевич, Малевич и ученики.
Я знаю минимум четырех режиссеров, которые до меня пытались сделать фильм про Шагала. Все они, к сожалению, потерпели поражение. Я же ходил вокруг этой темы очень давно. Еще в 1968 году я снял картину, где присутствовал метафорический Шагал: деревенский художник, которого играл Олег Николаевич Ефремов. Это было некое рассуждение на тему того, что было бы с Шагалом, если бы он остался в России. Очевидно, быстрая слава и такая же быстрая гибель. Потом имя Шагала было запрещено к упоминанию. Когда же он умер, я решил вернуться к этой теме, но уже несколько режиссеров над ней работали.
Основные съёмки фильма проходили в Витебске с 5 сентября 2012 года. Для эпизодов рождения на свет знаменитого художника устраивали ночные пожары под присмотром автомобилей МЧС, спасателей, милиции и неотложки. В сцене родов новорожденного сыграл младенец из витебского Дома малютки[4].
Для воссоздания Витебска периода, о котором идёт речь, постановочная группа две городские улицы искусственно состарила, нарушив привычную работу современных кафе и ресторанов[5], а копии полотен Шагала и Малевича в натуральную величину были изготовлены художником фильма Эдуардом Галкиным[6].
После витебских съёмок группа отправилась в Санкт-Петербург. Работа на «Ленфильме» завершилась 2 ноября.
25 февраля 2013 года Александр Митта в рамках XI Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске представил аудитории большой фрагмент из чернового монтажа картины, без ретуши и с оригинальной звуковой дорожкой. По этому поводу сам режиссёр замечал, что картина сейчас
как женщина, которая только что встала с постели, без макияжа и причёски, в общем, выглядит неприбрано[7] |
Анализируя биографические киноповести Александр Митта отмечает:
Фильмы о художниках не бывают особенно популярны, кроме, пожалуй, прекрасной картины «Фрида» с потрясающим набором актеров. В основном такие работы ждет фестивальная судьба. Я хорошо понимаю, что картине тяжело выбраться куда-то дальше фестивального гетто.[3] |
Шагал — Малевич.