20-10-2023
Шантрапа | |
Chantrapas
|
|
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
В главных ролях |
Дато Тариелашвили |
Оператор |
Жюли Грюнбаум |
Кинокомпания |
Pierre Grise Productions |
Длительность |
122 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 1646962 |
«Шантрапа»́ (фр. Chantrapas) — фильм живущего во Франции грузинского кинорежиссёра Отара Иоселиани. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля 2010 года. Прокатная премьера картины состоялась в Париже 22 сентября 2010 года. В российском прокате с 21 апреля 2011 года.
Содержание |
Довольно условная Грузия эпохи советского тоталитаризма. Молодой кинорежиссёр Нико испытывает прессинг со стороны своего руководства, препятствующего свободе самовыражения и осуществляющего идеологическую цензуру. Нико совершенно сказочным образом удается уехать за «железный занавес» — из советского прошлого он вдруг попадает в современную Францию. Здесь у него вновь возникают творческие проблемы. Теперь уже цензуру осуществляют не в меру ретивые продюсеры. Нико возвращается на родину, участвует в пикнике на берегу реки, прыгает в воду. И уплывает с русалкой в подводное царство.
На московской пресс-конференции Иоселиани журналисты попытались уяснить себе смысл финала картины, но — тщетно.
У вас в фильме вдруг возникает совершенно мистический персонаж — русалка.
— А вот на этот вопрос я категорически не отвечу.
Картина отличается по стилю от ранее снятых режиссёром во Франции фильмов. Хотя в ней есть место фирменному (иногда с «чёрным» оттенком) иоселианиевскому юмору, уровень условности «Шантрапы» заметно выше; многое на первый взгляд кажется нелогичным и несообразным. Реалии советского периода не менее процежены, чем реалии Франции 2000-х, поэтому вряд ли можно говорить об «антирусском» или «антифранцузском» пафосе картины. «Нет правды на земле» — вот мораль «Шантрапы» (она, впрочем, хорошо знакома по фильму «Истина в вине»).
Многие критики указывают на определённую автобиографичность фильма ([2],[3]), однако сам Иоселиани от этого решительно открещивается ([4]). В то же время в начальных кадрах режиссёр использовал эпизод из своей студенческой картины «Цветы».
Как отмечает известный кинокритик Михаил Трофименков,
Иоселиани сходит с рук даже то, что любого другого режиссера обрекло бы на остракизм как «расиста»: первое, что видит Нико в Париже,— засилье китайцев и африканцев. Получается, что режиссер предостерегает коллег: от добра добра — точнее говоря, «от зла зла» — не ищут, ни в коем случае не делайте, как я, вам не повезет, как мне, кукуйте на родном болоте.
Многие критики, включая Юрия Гладильщикова, соотносят «Шантрапу» с одним из лучших фильмов режиссёра — «Жил певчий дрозд»; сравнение не в пользу новой картины:
Жил певчий дрозд — теперь в «Шантрапе» появился непевчий, а зачем, бог его знает. Он непевчий (хотя эпизоды фильмов, которые он делает, иногда занятны — еще бы, Иоселиани подарил своему герою одну собственную короткометражку), но Иоселиани утверждает, будто создал в «Шантрапе» коллективный портрет нескольких больших советских режиссеров.
Особое сожаление рецензентов вызвала некоторая искусственность грузинских эпизодов: «„старая“ Грузия получилась картонным шаблоном, а герои — какими-то кукольными» ([7]).
Шантрапа (фильм).